Мы вспоминаем сегодня факт обретения Древа Животворящего Креста. Святая царица Елена по повелению своего богоносного сына-императора Константина Великого отправляется в 312 году в Иерусалим и находит там святыни христианского мира:  Крест Христов, табличку, гвозди, терновый венец, узы Христовы. Она находит место Его Рождества, место Распятия и место Его Всеславного Святого Воскресения.

Когда Крест был обретен, то в подлинности его удостоверились через многочисленные чудеса. Стали исцеляться люди, воскрешаться мертвые.  Множество людей собралось вокруг места обретения.  Их  было настолько много, что они уже не могли видеть Креста. Тогда патриарх Макарий стал воздвигать его над народом, и народ в страхе и благоговении взывал: «Господи, помилуй».

Это событие легло в основу нынешнего праздника, который совершался в иерусалимской церкви вместе с Днем обновления храма Воскресения — вчерашним праздником Воскресения Словущего. И в этот же день (14 сентября по старому стилю и 27  — по новому стилю) отмечается память возвращения Креста Христова из плена.

Дело в том, что Иерусалим был захвачен персами. Крест Христов оказался в пленении и долгое время пребывал в агарянском плену. Император Ираклий, употребив всё свое могущественное влияние византийского басилевса, выкупил и обменял святыню.

Император решил пронести крест по местам Страданий Христовых и пришел со святыней не в храм Вознесения, а в Преторию —  к началу Голгофского пути.  Он хотел уже нести Крест по стопам Спасителя, но не мог его сдвинуть с места.

И как бы он ни старался, некая сила останавливала его. Тогда иерусалимский патриарх указал царю на ошибку, которую он делает. Царь был одет во славе царской, во всем великолепии византийского императорского этикета. Христос же нес свой Крест в поругании. И только тогда, когда император снял одежду, снял обувь и остался в одной нижней рубашке-хитоне, только тогда он смог пронести Крест Христов до Голгофы и до места Воскресения Христова, где и доныне частично пребывает эта святыня.

Крест Христов окончательно исчез из поля зрения верующих после захвата Иерусалима Саладином. Лишь частицы Креста хранятся нынче в разных уголках мира. И христиане благоговейно лобызают животворящее древо. Значительная часть древа Христова долгие годы находилась у крестоносцев,  у рыцарей храма  — тамплиеров (фр. templiers — «храмовники»).

Тамплиеры, храня Крест Господень, считали его святыней своего ордена.  В средние века Папа Римский, желая получить их богатства, уничтожил Орден. Тогда наследники тамплиеров – рыцари Мальтийского ордена  хранили святыню у себя.  И когда англичане в конце 18 века захватили Мальту и выбили оттуда мальтийских рыцарей, то часть Креста Господня приехала в Россию, потому что император Павел Первый стал гроссмейстером Мальтийского ордена и пригласил рыцарей к себе.

Гатчина, – это предместье Санкт-Петербурга, — стала новым местом хранения частицы Древа Креста Господня.

Затем, после революции,  вдовствующая императрица Мария Федоровна вывезла гатчинские святыни за границу: Древо Животворящего Креста, десницу Иоанна Крестителя.  Они хранились в ее императорских покоях в Дании. А потом Мария Федоровна передала эти святыни единственному на тот момент  православному государю в Сербию.

В нашем храме  мы имеем уникальную возможность приложится к частице именно этой святыни —  к тамплиеровской части Креста Господня, которая  хранится в Сербии до сего дня. Именно от этой частицы отделена часть Древа Креста для нас с вами.   Мы можем  всем сердцем воспринять благодать, исходящую от него.

Что можно говорить о значении Креста Христова? Сегодня мы слышали чтение евангелия о Распятии Христа. Хор спел трогательное песнопение Великой Пятницы из чина погребения Спасителя «Благообразный Иосиф с древа снял пречистое тело Твое». Что добавить? Крест – залог безмерной любви Божьей. Если Господь пошел на крест ради нашего спасения, значит, любовь Божия безмерна. Вопреки нашей греховной природе, вопреки нашему образу жизни, вопреки всему низменному, жестокому, мерзкому в нашей душе, Бог нас любит.

Как знак этой любви нам дается Крест, на котором распята Любовь – Сын Божий, ни в чем не повинный, целитель, помощник, покровитель людей, ходатай о нас, распятый вместо нас. Глядя на крест, каждый из нас должен обратить взор внутрь себя. Потому что Крест – это не просто историческое событие, произошедшее некогда, Крест – это то, что делалось и делается доселе ради меня. Не вообще людей, а ради каждого человека!

Древние отцы говорили о  том, что если бы требовалось для нашего спасения или для спасения хотя бы для одного человека, снова прийти Христу и снова быть распяту, то Господь не замедлил бы это исполнить. Теперь спросим себя – на что мы готовы в ответ на любовь Божию?  Готовы ли мы поступиться своим комфортом ради ближнего? Готовы ли мы подняться пораньше, чтобы пойти в храм Божий? Готовы ли мы сделать усилие над собой, чтобы ежедневно молиться? Готовы ли мы хоть сколько-нибудь организовать свое время так, чтобы  каждый день читать Священное Писание?

Готовы ли мы сделать хоть что-то  ради Бога,  Который ради нас восходит на Крест?  Подумаем честно. Спросим себя. Если найдем в себе хоть сколько – нибудь отклика на любовь Божию, то поторопимся эту любовь обратить в дело, ибо вера без дела мертва есть.

Священник Георгий Харин

Храм Святителя и Чудотворца Николай в Ижевске

27.09.2018

Добавить комментарий