Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали с вами евангельский отрывок, который возвращает нас снова в рождественскую ночь. Сегодня день Отдания Рождества, то есть крайняя точка, когда церковь празднует это святое событие.И вот мы слышим сегодня о том, как Иосиф спасает святое семейство. Иосиф Обручник,  —  его память сегодня, — получает от Бога откровение уйти в Египет, потому что Ирод отдает бесчеловечный приказ  убить всех детей младше двух лет.  Волхвы так открыли ему о рождении нового израильского царя.

Род царя Давида обнищал и был лишен престола в Израиле. После освобождения Палестины от вавилонян и персов к власти в Палестине пришла династия нецарского рода, не потомков царя Давида- династия Макковеев. Ирод происходил из нее. Конечно, он переживает, что родился подлинный царь, которому  должно будет уступить власть. В своей заботе о престоле он отдает чудовищное приказание – убить всех детей в Вифлееме и его окрестностях.

Святое семейство спасено тем, что Иосиф откликается на голос Божий, Который открывает ему, что нужно бежать в Египет. Через некоторое время этот же Голос ведет святое семейство в Назарет. Они отходят в пределы Галилейские, и снова сбывается Писание, потому что о Нем сказано, что Назареем наречется.

Вот такое евангельское чтение. О чем оно? Сегодня перед нами удивительно поучительный и актуальный для каждого из нас образ святого Иосифа Обручника, этого угодника Божия. Имя его известно, а о жизни его мы мало что знаем, не очень часто обращаемся к нему с молитвой.

Между тем, он являет нам удивительный пример того, каким должен быть христианин. Первое, что его  в биографии  для нас важно – он умеет жить чисто.  Он умеет жить так, что Бог его видит.  Он смотрит на Бога и тоже Его видит. Они с Творцом видят друг друга всегда. Они как бы едины в своей любви.

До встречи с Марией Иосиф  жил так чисто, так свято, что священник избирает его хранителем девства Марии. Первосвященник, конечно же, знал об обете, который принесла Мария Богу. И первосвященник должен был по закону  избрать Ей мужа и, в то же время, не нарушить Ее обета. И вот он находит  чистого вдовца, который сможет Ей быть опорой и одновременно не нарушить Ее духовной жизни.

Иосиф берет на себя это. Что он переживает? Какие мысли?  Какое смущение очевидно он должен пережить, когда он узнал, что чистая голубица, которую он взял за себя, ждет ребенка?  Евангелие несколькими словами всего передает его переживания. Он решает отпустить ее тайно, отпустить ее домой. Он хотел ее спасти от неминуемой гибели, потому что все знали об его возрасте, все знали об ее обете.  Вот она своем чреве носит, а в законе было предписано побивать блудниц камнями до смерти.  Иосиф желает ей спасения, просто желает ей жизни,  этой девочке шестнадцатилетней, и поэтому  хочет отпустить ее домой к родителям.

Он поступает по-человечески, когда сомневается, но он поступает и выше человеческого, когда это сомнение преодолевает, доверившись голосу Божьему, который говорит ему: «Не бойся  ее принять! Это Божье дело ».

Вот и нам надо почаще доверять голосу совести, надо почаще делать над собой усилие, над своим человеческим, чтобы Бог действовал в нашей жизни. Иосиф Обручник так открылся Богу в жизни, что их связь сделалась постоянной.

Когда Богу понадобилось спасти Святое семейство, он ведет его  через Иосифа в Египет. Когда Богу стало надо перевести их из Египта в другое место, то Он через Иосифа ведет Своего Сына и Святую Деву  в Галилею. Как научиться так жить?  Чтобы Бог был нашим путеводным столпом, как некогда Он вел через пустыню израильский народ?

Мы все время сомневаемся, мы все время думаем о том, правильно мы поступаем или нет?  И часто неправильно поступаем. Поступаем, как Ирод, по своеволию, своему хотению, по эгоизму. Как же нам научиться жить так, чтобы нас вел Бог?  Вот как Иосиф, уметь отвергать себя и доверять Богу жизнь.

Вот что отличает этого человека.  Вот что должно отличать нас с вами: отвергнуть себя, свои «хотелки», как теперь говорят, и делать, что ты должен, делать, что велит тебе Бог – вот что может нас сделать близкими Богу, вот что поведет  нас в жизни безошибочной дорогой —  дорогой Воли Божией, ведущей нас, ни много ни мало, в Царство Божье. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в городе Ижевске

13.01.2019

Добавить комментарий