Урок Закхея. Забраться на смоковницу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами евангельский отрывок, который полагает начало подготовки к Великому посту. Прошло время Святок и уже приближается время Великого поста. Евангельское чтение о Закхее начинает готовить души верующих людей к встрече со Христом. Цель великого поста – именно эта Встреча, встреча человека и Бога.

Сегодняшний сюжет, на мой взгляд, один из самых трогательных сюжетов во всем Евангелии. Апостол-евангелист Лука рассказывает о том, как Господь посещает Иерихон. Это большой торговый город со множеством лавок и торговых площадей. Где торговля, там и налоги. В то время, в I веке, Палестина оккупирована римскими войсками. И нашлись, как это часто бывает, в народе люди, которые пошли на сделку с оккупантами. Они вносили всю сумму налога сразу и получали лицензию от римлян на сбор этих уже заплаченных в римскую казну денег с населения. Собирали они больше, чем затратили сами, и в этом находили себе прибыток. Должность мытаря — сборщика податей была выгодной, но всеми ненавидимой, потому что, с точки зрения Ветхозаветного закона, эти люди делали невообразимое: они собирали деньги с единоверцев, чтобы угодить язычникам – иноверцам. Мытарь – это всегда образ самого последнего человека. Но в этом отрывке этот образ еще усугублен тем, что Закхей был старшим из мытарей и был весьма богат.

О нем говорится, что он искал видеть Иисуса,но не мог из-за народа, потому что был небольшого роста.  Этот момент тоже очень важный. Да, Закхей – мытарь, да, он отъявленный грешник, да, он всеми ненавидим, он успешен в земной жизни, но никто его не любит. Он отвергнут. И все-таки он надеется   Мессию увидеть.  Он поверил в Него душою. Почему видеть только? Потому что он знает, кто он сам, Закхей. Хоть имя его переводится «праведность», но образ жизни его был далек от того, к чему он был призван Богом,  поэтому он, не рассчитывая на общение с Иисусом,  просто хочет посмотреть на Него.

И вот в этом смирении он предпринимает усилие. Какое? Этот почтенный человек, возрастный, богатый, успешный в чем-то,  вдруг лезет на ягодичный куст, на смоковницу, чтобы видеть Христа. Он смотрит на Него сверху, на Христа, окруженного толпой. И вот до этого времени толпа еще присутствует, но в какой-то момент евангелист исключает ее, потому что Христос подходит к этой смоковнице и обращается к тому, кого видит в первый раз, по имени, говоря: «Закхей, поторопись, слезай. Мне нужно теперь быть в твоем доме».

Закхей слезает и принимает Христа с радостью. Готовит ужин и  зовет таких же друзей-мытарей, грешников, всеми отверженных. Христос вызывает своим поведением недовольство, потому что все стали  говорить: «Ну, конечно, пошел к богачу, в первую очередь. Только пришел в Иерихон, уже сразу пошел по богатым – собирать деньги». Конечно, все стали осуждать Христа. Но ему это все равно, потому что он видит другое. Он видит, что в душе Закхея происходит.

А происходит вот что: Закхей понимает огромный кредит доверия, который ему выдан, он чувствует, какая милость ему оказана. Он только хотел посмотреть на Господа, а Тот идет к нему в дом и разделяет с ним трапезу.  И теперь еще и в нашем обществе, а тем более на востоке,  есть с кем-то вместе – означает признать его равенство, признать единство с ним. Закхей понимает, с одной стороны,  что он за человек, и, с другой стороны,  понимает, Кто перед ним. И вдруг Этот ест со мной, идет в мой дом!  Он поражен до самой глубины своего сердца. И вот эта милость Божия порождает в  Закхее  желание переродится, стать иным. Он встает на  пиру и говорит: «Господи, если я кого чем обидел, я возвращу в четыре раза и даже половину имения своего раздам нищим только за то, что Ты пришел». Христос на это смотрит и видит, что это не просто лозунг, а  готовность человека исправится.

И вот теперь главные слова сегодняшнего Евангелия:«Вот теперь настало Спасение этому дому, потому что этот человек стал сыном Авраама, ведь Сын Человеческий, — говорит Он о Себе, — пришел, чтобы разыскать и спасти погибшего».

Это евангельское чтение  потому трогательно, что оно показывает нам путь к Спасению.

Христос смотрит на Закхея, а говорит о всем доме. Он говорит:«Не только ты спасся, но и весь дом твой, то есть все близкие твои спасаются через тебя». Это очень важно услышать внутренним своим человеком.  Если мы желаем спасения себе и близким, желаем, чтобы дорогие нам люди вошли  вместе с нами в Царствие Небесное, то мы должны, как Закхей, увидеть свою немощь, греховность, образ жизни негодный и не просто захотеть увидеть Христа, а предпринять  для этого усилия.

Вот очень часто дело нашего спасения здесь-то  и тормозится. Мы посмотрим на себя – прочтем евангелие или услышим что-то от священника, или святых отцов прочтем – увидим свою жизнь и начинаем думать:«Как бы хорошо исправится. Еще немного погрешу и исправлюсь». И все у нас остается на уровне желания посмотреть на Христа. А как важно последовать примеру Закхея, предпринять усилие над собой. Он ведь полез на дерево, чтобы увидеть Христа. Ему, почтенному человеку, пришлось, как мальчишке,  подобрать хитон и лезть на дерево! Вот и нам часто не хватает этого – деланья не хватает. Слов в нашей жизни много, а дел мало.

И еще сегодняшнее Евангелие очень трогательно тем, как себя ведет Христос. Он подходит к Закхею и сразу называет его по имени. Это очень важный момент. Бог каждого из нас знает. Знает как близкого человека, потому что назвать кого-то по имени можно только, если ты хорошо  знаешь человека. Бог каждому из нас знаком, и мы ему близкие и родные. Он ходит и ищет погибающего, чтобы его спасти. Это главное, что мы должны сегодня услышать в евангельском чтении.

Услышав это, мы можем откликнуться, когда Христос будет говорить нам, когда совесть будет говорить, когда обстоятельства жизни будут говорить, называя нас по имени:«Слушай, слезай оттуда, теперь Мне нужно быть в твоем доме». Бог как бы говорит нам:«Отвлекись от прежнего, Я иду к тебе, в твою жизнь Я хочу войти, чтобы тебя спасти – и тебя,  и близких твоих».

Мы должны, как Закхей, откликнуться на это желанием исправится, сказать:«Господи, я действительно многих обижал, а теперь я хочу исправиться, примириться и жить иным образом. И то, что нажито мной нечестно, я хочу употребить на благо».

Всмотримся в сегодняшнее евангелие. Оно о Спасении. Оно дает нам путь, пример того, как можно спасаться – пожелать увидеть Христа, предпринять усилие к этому и откликнуться на великую милость Божию – на открытость Божию нам.  Если сделать так, то услышим вожделенное:« И ты стал сыном Авраама, и ты стал сыном веры и теперь спасешься ты и весь дом твой!». Аминь.

Священник Георгий Харин

10.02.2019

Храм Великомученика и Победоносца Георгия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *