Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами отрывок Евангелия от Марка о предсказании Спасителем Своих грядущих страданий.

Этот отрывок похож на первый луч зари, когда только еще на горизонте, — даже еще не солнце, —  только свет от него пробивается сквозь тьму. Так сегодняшнее евангелие приоткрывает нам предстоящее Пасхальное торжество.

Христос три Пасхи провел в Иерусалиме. До тридцати лет Его жизнь мало известна и потом  —  три Пасхи. Каждый раз Он приходил в Иерусалим, чтобы возблагодарить Бога и совершить с учениками этот Праздник избавления. Он идет третий раз. Он знает, на что идет. Душа Его трепещет, и по-человечески Он очень боится страданий, переживает свою оставленность.  Он начинает ученикам пророчески говорить, что Его будут передавать на поругание  в руки язычников, Он будет распят и умрет страшной смертью. Ученики Его не слышат.

К Спасителю  подходят два его любимых ученика Иоанн и Яков. Они как бы пропускают мимо ушей, что Он говорит: «Господи,  дай нам слово, что Ты исполнишь то, что мы у Тебя попросим». Они пришли уже за благодарностью!  Уже за воздаянием они пришли к нему!!  И Господь спрашивает: «Что хотите?». «Когда придешь во славе, то  разреши сесть от Тебя справа и слева, что значит — ближайшими министрами  нас назначь. Дай нам обещание: когда будешь Царем израильским, то  сделай меня  первым замом, а брата моего — вторым замом».

На что Христос им говорит: «Вы не понимаете, что вы просите, потому что  крещение, которым я крещаюсь, и чашу, которую я пью, вы не можете пить. Но раз просите,  что же… Будет по вашему слову. Каждый из вас чашу страданий выпьет до дна».

Действительно, Якова сбросили с крыши, а Иоанн провел большую часть жизни в ссылках, в гонениях, в кандалах, в карцерах и скончался после длительного заключения на Патмосе.

Другие ученики стали негодовать, и Христос, как бы поясняя свой предстоящий подвиг, говорит: «Когда владыки владеют народами,  то народы им подчиняются. А Сын Человеческий пришел не владеть. Он пришел пострадать, чтобы спасти многих. Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Он служил».

Я хотел бы обратить ваше внимание на те чувства, которые испытывает Спаситель в этот момент. Он говорит ученикам о грядущих страдания, Он говорит им о спасении дорогой ценой,  купленном ценой крови Сына Божия. А  они делят должности будущего царства! А что их занимает?  Христос говорит им о Вечном — их занимает земное.

Вот подумаем сегодня,  что для нас значит Христос?  Мы считаем себя православными христианами, ходим в церковь и это прекрасно, достойно всяческого уважения и похвалы. Но нужно задаваться  вопросом,  и очень часто при всяком деле мы должны спрашивать себя: «Зачем все это мне? Зачем мне то, что я делаю? Хожу я в церковь по инерции? Или  потому, что здесь интересно? Или потому, что я здесь отдыхаю? Или потому, что мне нечем заняться? Или еще что-то такое? Хожу ли я в церковь к Христу?»

Это очень важный вопрос. Серьезный в самой крайней степени.

Если мы ходим в церковь,  как Яков и Иоанн, только для того, чтобы решить свои земные задачи, то все это напрасно. Не может решение земных задач быть целью нашего общения со Христом! Это для нашего времени крайне важный вопрос.

Я совершаю Крещения и спрашиваю родителей: «Зачем вы крестите своих детей?».  Что я слышу в ответ?      «Чтобы не болел, чтобы защитить, чтобы избавить от порчи…».  Чего только не услышишь в этот момент! Одного только не услышишь… Что крещение — это союз со Христом, в который я ввожу свое чадо, чтобы он или она были с Ним, со Христом. И так при всяком таинстве. Спросишь: «Для чего причащаетесь?» — « Чтобы не болеть…» и так далее….

Этот вопрос, действительно, в центре нашей духовной жизни. Для чего мы приобщаемся ко Христу? Для чего мы ходим в храм? Ради Христа или ради того, чтобы уже здесь теперь сесть справа и слева?  Вот, обличая наше безумие, если только мы действительно здесь решаем свои земные проблемы, Христос говорит: «Вы не знаете, о чем просите».

Продолжая эту мысль, евангелист Иоанн приведет нам слова, сказанные чуть позже на суде у Пилата: «Царство Мое не от мира сего есть». Нужно изо всех сил души очень внимательно отнестись к этому вопросу, который ставит нам сегодня Святая Церковь. Если я хожу ко Христу, подражаю Ему, приобщаюсь Его, тогда все, что я делаю здесь в церкви, спасительно, потому что ведет меня в Жизнь Вечную.

Преподобный Серафим Саровский, говоря о цели христианской жизни и комментируя добродетели христианские, дает нам замечательное правило, которое очень четко может подсказать нам: правильно ли я поступаю в жизни или неправильно. Преподобный Серафим учит, что ради Христа совершаемое, только это и есть добродетель, только это угодно Богу, потому что если мы что-то делаем ради тщеславия,  ради того, чтобы о нас сказали, какой я хороший, ради того, чтобы самим нам быть в собственных глазах замечательными, добрыми и хорошими — если только ради этого мы добродетельны, тогда все это пустое.

Совершаемое же ради Христа — только это отзывается на небесах. Только это ведет нас в Жизнь Вечную. Что значит — совершить дело ради Христа? Одно только — сделать его так, как Он бы сделал: ничего не ожидая в ответ, не на показ, а тайно, и единственно только ради того, чтобы Ему подражать, чтобы быть Его продолжением на земле, чтобы быть Его руками, Его взором, Его молитвой на земле. Подумаем сегодня об этом. Уже светит лучик Пасхи. Уже поднимается Пасхальная заря. Осталось краткое время — одна неделя Великого поста и Страстная седьмица. Придем теперь, как в одиннадцатый час — вступим в зной Великого поста, потрудимся ради Христа, не ради себя, ради Господа, потрудимся еще немного и встретим Его воскресшего, объятые радостью Христовой, покоем Вечной жизни, Пасхальным Пресветлым Воскресением.

Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в городе Ижевске

14.04.2019

Добавить комментарий