Сегодня за Божественной литургией звучит евангельский отрывок об исцелении расслабленного. Апостол-евангелист Иоанн Богослов рассказывает о том, что в Иерусалиме было особое место – в притворе храма Соломона была система бассейнов, которая предназначалась первоначально для того, чтобы перед жертвоприношением там омывался жертвенный скот. По особому смотрению Божьему в один из бассейнов ежегодно спускался Господень Ангел.  Вода видимым образом как бы вскипала от прикосновения сил Божиих и делалась целительной для того, кто первый опускался в эти освященные присутствием Божиим воды. Вокруг этого бассейна лежало множество больных людей, которые ожидали этого чудесного события и стремились первыми освятиться и исцелиться от своих немощей.

Господь посещает это место и видит человека, который уже много лет лежит на берегу этого бассейна и, кажется, потерял уже всякую надежду на то, что кто-то его в эти воды сбросит и он сможет исцелиться.  Господь, обращаясь к этому человеку,  имени которого мы не знаем, говорит: «Хочешь ли быть здрав?». Тот отвечает: «Я уже много лет тут лежу, но у меня нет человека, который бы сбросил меня, я одинок». На это Христос ему говорит: «Встань и ходи». И тот встает, берет свою постель и идет. А когда они встречаются в храме через некоторое время, Господь обращается к нему и говорит: «Впредь не согрешай, чтобы тебе не было хуже, чем было с тобой раньше». Вот такое евангельское чтение.

Я бы хотел обратить ваше внимание на две мысли, которые здесь с  особой ясностью нам видны.

Первое — это то, как в самом начале Христос говорит с этим расслабленным человеком. Он не спрашивает его о причинах болезни, почему он до сих пор не исцелился, нет —  Он говорит только одно: «Встань и ходи». А расслабленный на простой вопрос о своем здоровье начинает оправдываться: «Вот у меня нет человека, кто бы мне помог…».

Вот и в нашей жизни так бывает, когда мы ведомые голосом совести встаем перед Богом, когда нас обличает голос совести изнутри,  то мы начинаем перед этим голосом оправдываться, оправдывать сами себя. «Вот ты в храм не ходишь»  – «Но у меня работа, все так делают, мне поспать еще надо, у меня  трудности, меня не понимают окружающие, еще что-то…». Такой простой вопрос – хождение в воскресенье храм! Человеку совесть говорит: «Ты же христианин:  шесть дней твори, а седьмой отдай Богу твоему ( Исх.20:9-10)». А ты: «Мне в огород надо, у меня другие заботы есть».

Так встань и ходи! Вот же простой ответ. Хочешь быть здрав? Так встань и ходи! Хочешь жить правильно – не ищи оправдания у окружающих, перестань перед Богом лицемерить. Возьмись и начни! И тогда жизнь твоя исправится и сам ты исправишься.

Очень часто мы занимаемся таким самооправданием и это лукавство перед Богом мешает нам жить. Здесь надо помнить мысль святых отцов: тот человек, который сам себя оправдывает, не будет оправдан Богом, и , наоборот, тот, кто себя осудил, свои грехи увидел в себе, тот уже никогда не будет осужден ни людьми, ни Богом.

И еще одна черта в сегодняшнем евангелии тоже очень важная, на мой взгляд.

Когда Христос снова встречает этого человека в храме, он говорит ему: «Впредь не согрешай, да не будет тебе хуже того, что было с тобою». Вот очень важно эту мысль применить к себе. В нашей жизни бывают трудности,  проблемы серьезные, немощи, болезни, и мы начинаем спрашивать: как же так вышло, почему это со мной так? Вот нам ответ на этот вопрос, который часто мы обращаем к Богу и к церкви. «Впредь не согрешай, да не хуже тебе будет».

Оказывается, те трудности, которые с нами происходят, по большей части вызваны нашей греховностью. Они вызваны тем недобрым, неправильным устроением души, которое, к сожалению, мы в себе стяжали, и, порой, уже не замечаем этого.

И вот когда мы на своем пути встречаем препоны, проблемы, средостения, то каждый из нас должен, в первую очередь, спросить себя самого, испытать свою совесть – так ли во мне все хорошо? Так ли правильно я живу, как нужно? Так ли строю свои отношения с ближними? Не запутался ли я в самом себе? Нет ли во мне себялюбия? Нет ли во мне гордости, тщеславия, нет ли во мне того, что отравляет и меня самого, и ближних моих отравляет?

Когда мы всерьез ответим на эти вопросы, то поймем, что Бог —  благ,  что он хочет от нас одного – Спасения души, искренности, общения с Ним, вхождения в Жизнь Вечную и поэтому дает нам немощи, трудности, которые призваны нас сделать лучше, очистить нас от наносного, от временного, от сиюминутного, сделать нас сильнее духовно,  легче, без мирского багажа. Когда мы это поймем, то многое в нашей жизни исправится и мы действительно исцелимся. Если Господь постучит в наше сердце, то не будем отныне оправдываться и лукавствовать пред Ним, а услышим это призывное: «Встань и ходи».

Аминь!

Священник Георгий Харин

19 мая 2019 года

Добавить комментарий