Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за божественной литургией мы слышим с вами евангельский отрывок об исцелении согбенной женщины в субботу. Апостол-евангелист Иоанн Богослов говорит о том, как Христос пришел учить в синагогу, где  была согбенная женщина, которая уже 18 лет страдала тяжким недугом и не могла распрямиться.

Христос, подозвав ее, исцелил от недуга. Начальник синагоги, рассвирепев, стал говорить людям: «Что же вы приходите исцеляться в субботу? Делайте это в другие дни».  Христос  отвечает: «Лицемер! Разве не кормишь ты домашних животных, совершая работу в субботу? Скотине же не объяснишь, что сегодня день, когда нельзя ничего делать. Ты делаешь необходимое в любой день. Насколько же больше человек, который страдает!».  И народ стал прославлять Христа  и радоваться, что через него Бог являет такую богатую милость.

Повеление о субботе, которое дает Бог Моисею имело для израильского народа большое значение. Суббота – это святыня, которая была всегда с собой. Народ израильский переходил с места на место,  и  такая условная святыня была очень важна для него. Она сплачивала этот народ вокруг себя, как бы соединяла чтущих субботу в одном Божьем деле.

Почему именно суббота? В Книге Бытия сказано, что Бог в седьмой дел почил от дел своих. «Чти день субботний», — сказано в Писании. Это слово обращено к язычникам, у которых в памяти еще было живо представление о том, что в самом начале Бытия был Бог, который создал все и потом почил от дел Своих. Эта заповедь говорила народу израильскому о том,  что его Бог — это не божок еврейского народа, а именно Тот Самый Творец Всего, который почил от дел Своих, как бы перестав вмешиваться в жизнь людей.

И вот теперь, во времена Христовы,  Господь вдруг нарушает субботу.

Когда Ему намекали на нарушение Закона, Он говорил: «Я пришел не для того, чтобы нарушить Закон, но дополнить его», или по-славянски — «исполнить его».

О чем эта коллизия? О чем эта такая пафосная история? О том, что Бог, создавая мир,  положил как бы периоды бытия. Создавая свое творение прекрасным, Бог делал это постепенно и когда довел мир до совершенства, вручил этот мир человеку. Заповедь о субботе показывает, что Он устраняется, давая место человеческой воле действовать в сотворенном мире. Как бы поставляя человека между собой и тварным миром, Бог настолько доверился нам, что вручил нам мир. Теперь продолжается тот самый, восьмой день бытия.

Сегодняшнее евангелие ставит перед нами очень серьезный вопрос о времени и об отношении нас к окружающему, врученному нам Богом миру. Кем мы являемся в этом мире? Мы призваны быть продолжением Божиим в этом мире, а мы кем являемся? Спросим сегодня себя честно, как мы относимся к времени, которое нам вручено? Все ли из того, что мы имеем, мы тратим на благо? Нет ли в нашей жизни праздности? Нет ли в нашей жизни пустого занятия,  которое служит только для того, чтобы потратить время? Между тем, действительно, время — это самое ценное, что есть в нашей жизни! И парадокс нашего бытия заключается в том, что мы понимаем это только тогда, когда времени остается очень мало.

В начале жизни нам кажется: «Ох, впереди там много еще чего, успею, погрешу еще, а потом когда-нибудь исправлюсь». И подобные еще мысли. Мы забываем, что все в нашей жизни временно. И за это время нам придется дать ответ.  Читая сегодня о дне субботнем, слыша о том, как Бог разделил время, как доверил его нам, пусть каждый положит себе в сердце быть внимательным к времени, которое нам вручено.

Пусть каждый день, каждый час нашей жизни будет полезным. Вопрос — кому полезным? Нам конечно! Нашей душе, нашему вхождению в жизнь вечную, нашему общению с Богом пусть будет полезно.

Каждый час, каждый день нашей жизни  пусть содержит в себе молитву, дела милосердия, пусть будет время для общения друг с другом, которое так важно. Важнее, порой, всего остального.

Каждый из нас пусть постарается оценить Дар Божий, который вручен нам по милосердию Творца.

Если сделаем так, если найдем в себе силы быть рачительными хозяевами времени своей жизни, то в какой-то момент, когда Господь остановит наш земной путь, мы войдем туда, где времени уже не будет, но будет одно – Его Божья благодарность нам, как рачительным  приказчикам, которые Его дар обратили в пользу.  И в этом безвременье Бог нас покроет, наполнит Собой, Любовью Своей.  Вот это и есть смысл нашей христианской жизни, к которому и будет теперь стремиться.

Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Св.Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске

8.12.2019

Добавить комментарий