Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня мы слышали о том, как Слово, Божественный Логос, воплощенное в Иисусе Христе, пришло на берег Иорданский. Когда Спаситель мира приходит к Иоанну Крестителю, чтобы креститься крещением покаяния, то Креститель Христов говорит: «Ты не требуешь крещения». Он знает духом, Кто перед ним. Спаситель отвечает на это: «Нам нужно исполнить правду». Тогда Иоанн крестит Христа в воде, открывается небо и Отец своим голосом возвещает еще одну истину: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем Моя благая воля».  (Мф. 3:17). Дух Святый сходит на Спасителя, стоящего в воде. Вот это явление всей Троицы, всей полноты Божества — Отец, Сын и Святой Дух являются человечеству во всей силе, мощи и славе, в которой только Бог может явиться для блага людей.

Мы это празднуем, мы это вспоминаем и очень важно нам ощутить урок сегодняшнего праздника. Конечно, речь совсем не о воде, а о том духовном состоянии, которое мы должны испытывать в это святое время. Какое это благо, какое это счастье, когда Бог среди нас! Тогда отступают болезни, трудности, тогда нет искушений, ведь все пронизывает благодать. Сегодня в Апостоле мы слышали: «Явилась нам благодать, исцеляющая и спасающая». ( Тит., 2:11). Но как нам добиться того, чтобы Бог был с нами? Как нам добиться Его присутствия в нашей жизни? Сегодняшнее евангелие и сегодняшний праздник как раз об этом.

Какое наипервейшее условие пришествия Христа ко Иоанну Крестителю? Проповедь покаяния. С покаяния начинается наше восхождение к Богу, с осознания своей немощи, греховности, с осознания того, что без Бога мы не можем  построить своего земного счастья.

Когда мы ощущаем это не умом только, а всем своим существом, когда мы понимаем, что наше своеволие, наша замкнутость на самих себе, наш эгоизм ведут нас в погибель только, — тогда начинается наше восхождение к небу. С проповеди о покаянии Иоанна Крестителя началось пришествие Христа в мир к людям.

Второе, что очень важно сегодня увидеть в развернутой перед нами евангельской картине:  все в ней смиряются. Христос, не требующий крещения покаяния, приходит, смиряется и крестится, как все. Он, не нуждающийся в омовении, спускается в воды Иордана — смиряется, как грешник. Только грешники кающиеся крестились крещением покаяния, а тут Нетребующий спускается в эти воды. Что это означает? Это означает, что Бог над нами не превозносится, Он не отделяет себя от нас. Он не показывает – вот вы грешники, а Я святой. Он становится рядом с нами, всем своим видом говоря: «Я такой же, как вы и вы такие же можете быть, как Я. Достаточно нам вместе взяться за руку и идти по жизни».

Бог смиряется и Иоанн-человек смиряется: «Господи, я не достоин». И вот это тоже очень важно. Очень часто мы блага жизни воспринимаем как естественную вещь, не задумываясь о том, что это — Божий Дар. Мы очень часто забываем, что по своей греховности, по своей косности, мы многого из того, что имеем, — просто не достойны.

Действительно, Бог настолько благ, настолько милует нас, наполняет жизнь нашу, что нам надо быть благодарными Ему за все, что Он делает для нас, вопреки нашей греховности. И вот в сегодняшнем празднике с особой силой мы видим синергию, когда и Бог, и человек идут вместе к Спасению. Это очень важно для нас нынешних, потому что мы очень часто, к сожалению, все от Бога чего-то ждем, а сами не желаем и перстом пошевелить.

Увидим в сегодняшнем евангелии призыв трудиться для своего Спасения, открываться навстречу Богу, открываться навстречу благодати, действующей в нас — и тогда и в нашей жизни произойдет самая важная встреча — Встреча со Христом! Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Св. Георгия в Ижевске

19.01.20.

Добавить комментарий