Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

В воскресенье после праздника Богоявления мы слышим с вами отрывок, который рассказывает о дальнейших действиях Господа Иисуса Христа после Крещения. Апостол-евангелист Матфей говорит о том, что Христос, услышав об аресте Иоанна Крестителя, поселился в пределах Завулоновых и Неффалимовых, ушел в Галилею, и там началась проповедь Христова, которую евангелист сводит к очень простым словам: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное». И вот об этих словах евангелия я бы хотел сказать несколько слов.

Действительно, приближение человека к Богу, наши отношения с Богом возможны только тогда, когда мы сделали Богу навстречу хоть несколько шагов, хоть один шаг, который и заключается в покаянии.

Христос Спаситель, начиная дело нашего Спасения, свою проповедь, говорит нам об этом прямо. Он говорит: «Приблизилось Небесное Царство». Что это за Царство такое? Это там, где кто-то царствует, а если это Небесное Царство, — значит, там Бог царствует. Каждый из нас хотел бы быть гражданином этого царства, потому что когда внутри  нас царствует Бог, то внутри нас порядок, мир, покой, радость, любовь. И, конечно, кто из людей откажется быть таковым, быть вместилищем всего вышереченного?

Каждый из нас стремится в это Царство. Мы бы хотели быть любящими, радостными, иметь в душе покой, всем являть благость и радость. Как добиться этого?  Христос прямо говорит: «Христос внутрь вас есть». Вот оно приблизилось. Что же нам сделать, чтобы Царство Божее пришло к нам? Вы в молитве Господней обращаемся к Небесному Отцу: «Да приидет Царствие Твое». Что сделать, чтобы оно, наконец, пришло?

Надо подготовить почву, надо подготовить место, где это Царство может быть. Как? А вот Христос говорит в сегодняшнем евангелии: «Покайтесь». В пришествии Христовом нам дана потенциальная возможность быть гражданами Божьего Царства. Осталось нам только внутренне постараться хоть сколько-нибудь исправиться.

Что значит покаяться?  Замечательное русское слово, очень древнее, которое происходит от библейского имени Каин, о-каяться или рас-каяться — значит перестать быть окаянным, то есть похожим на братоубийцу Каина. Очень важно сегодня каждому из нас этот глагол Божий услышать внутренним своим человеком. Не идет Бог туда, где Его не ждут. Человек создан по образу и подобию Божьему и среди прочих даров наделен свободой. Бог этой свободы никогда не нарушает. Только дьявол-насильник страстями заставляет нас делать неподобающие вещи. Бог же долготерпелив и многомилостив и Он ждет, когда мы сами, сами из любви к Нему и из стремления быть лучше постараемся исправить свои внутренние пороки. Какие? Да каждый из нас, здесь стоящих, хорошо знает, каков он есть. Кто-то скор на осуждение, кто-то унывает без повода, кто-то превозносится и гордится, кто-то бесчинствует, а кто-то все сразу: и первое, и второе, и третье…

И вот прежде чем устремится в Небесное Царство, прежде чем поднять руки к Небу, каждый из нас должен обратиться внутрь себя: увидеть свою немощь, увидеть свое окаянство, раскаяться и жить по-иному, после окаянства, или — покаявшись.

Услышим теперь это. Это ко всем нам обращено. Если мы хотим войти в Небесное Царство, если только мы претендуем на вечность, то нужно дать Богу место внутри себя, а для этого надо убрать там, в своем сердце, свое гигантское Я, свои страсти, свою греховность так, чтобы Бог мог войти в нас. Аминь!

Священник Георгий Харин

26.01.2020

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске

Добавить комментарий