Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами евангельский отрывок — притчу о блудном сыне. Это евангельское чтение полагается в предварительную неделю до начала Великого поста. Христос в этой притче показывает, что значит покаяние, подлинное изменение жизни, к которому мы призваны теперь.

Некий человек имел два сына, и вот младший подходит  к нему и говорит: «Всё, что мне полагается от тебя по закону, мою часть наследства, отдай мне теперь». Это невероятное хамство, потому что  фактически означает: «Мне надоело ждать, когда ты умрёшь, поэтому отдай прямо сейчас». Сын хоронит отца раньше времени. Несмотря на это отец всё ему даёт. Через некоторое время этот негодный сын берёт своё имение,  уходит на сторону далече и живёт там, как пишет евангелист, «блудно», то есть заблуждаясь. («Блудно» в общем смысле слова, не обязательно в грехе растления).

Настало в той стране голодное время. Блудный сын обращается к некоему человеку за помощью, и  тот отправляет его пасти свиней. Вот это само по себе для иудея, слушающего эту притчу, было пределом унижения, потому что пасти свиней запрещалось законом. Свинья — существо нечистое по ветхозаветному установлению. Но и это ещё не предел, потому что блудный сын так голодал, что пожелал со свиньями есть те рожцы, которыми они питались. Но и этого свиного комбикорма не давали ему.

И тогда он, как пишет евангелист, пришёл в себя и сказал:

— Наёмники, рабы моего отца, хлеб выбрасывают, а я с голоду погибаю. Вернусь к отцу и скажу: «Я на Небо согрешил, против Божьего порядка и против тебя.  Уже не могу быть тебе сыном, но наёмником, рабом возьми меня».

Решил, встал и пошёл. И вот когда он стал приближаться, то отец, увидев его, побежал навстречу и пал ему на шею. Сын говорит ему эту заготовленную речь: «Согрешил на Небо и перед тобою…», но отец ничего не слушает, а слугам говорит: «Принесите лучшую одежду, перстень принесите, сделаем пир и будем веселиться, потому что сын мой был мертв, а теперь ожил».

Приходит старший и спрашивает слуг: «Что за праздник?». Слуги отвечают ему: «Твой брат вернулся, и отец принимает его здоровым».

Тогда он начинает роптать и говорит отцу: «Вот я когда с друзьями собираюсь, ты и козлёнка не дашь, а этот шмонался где-то…».

Твой сын, — он его называет, — не мой брат, а твой сын!

«Он где-то ходил там,  и ты такой праздник ему устроил». А отец ему говорит: «Всё моё и так твоё, а у нас радость большая, потому что этот был мёрв и ожил».

Попробуем немного поглубже вглядеться в  текст писания. О чём эта притча?

Здесь столько важных сюжетов, столько важных мыслей, что если сказать о всех, то не хватит времени, поэтому я хочу отметить только важные моменты.

Конечно, в этом причетном блудном сыне каждый из нас может узнать самого себя. Мы усыновлены Богом, мы Его чада, мы крещены во Христа и усыновлены Самому Богу кровью Христа. И вот хоть мы и чада Его, но иногда мы поступаем, как причетный блудник: мы требуем от него всего, получаем и отходим. Мы получаем и здоровье, и укрепление жизни, и изменение обстоятельств нашего скорбного жизненного пути, но, получив, тотчас отходим заблуждаясь. И живём так в миру до тех пор, пока не наступают скорби. А когда скорби наступают, и мы начинаем снова лишаться, то вот здесь важно вспомнить эту притчу, потому что нужно прийти в себя и сказать себе: «Что же я вне Бога-то живу? Как трудно мне без отца!» И не только решить это в самом себе, но и встать, и пойти.

А Бог, видя нашу решимость, спешит нам навстречу. Это так трогательно, так глубоко, так дивно, что Бог не ждёт даже нашего покаяния, Он ждёт только нашей решимости. И на один наш шаг делает множество шагов, торопиться, потому что рад нам, рад каждому доброму движению нашей души, и у Него праздник, когда мы приходим к Нему, как вот сегодня мы пришли в храм Божий, нашли время для Небесного Отца и Он рад нам. Он торжествует, потому что сын или дочь Его поторопились к Небесному Владыке.

И вот ещё важно. Когда мы отходим от Бога, мы Его хороним как бы: «Отдай нам всё». И уходим. Кажется, Бога похоронили, забыли о Нем, а на самом деле  — себя, потому что, живя без Бога, без Заповедей, без Креста внутри, человек погибает… Что дает нам мирской владыка — князь мира сего? Что может он дать? Рожцов свиных и то не хочет дать нам. Человек лишается всего, погибает сам, погибает его душа, весь его мир разрушается, и только в присутствии Божием, только вернувшись к Отцу, Он может вернуть себе прежнее — прежний мир, прежнюю радость, прежний покой. Это видно в евангелии, где есть  слова о том, что вернувшегося сына отец принимает здрава. Вот что делает нас здоровыми — возвращение к Небесному Отцу.

Положим эту притчу во главу своей жизни. Пусть это будет для нас путеводной звездой. Пусть в моменты отчаяния, в  моменты суровых испытаний жизни у нас не будет уныния, но будет надежда — надежда на то, что Бог обязательно нас примет, обязательно поторопится нам навстречу, как  Он это делает всегда.

И еще в сегодняшней притче есть замечательный момент. Когда же, в какой момент жизни блудный сын приходит в себя? Когда настал голод в той стране. Вот и правда, что скорби, которые в нашей жизни встречаются, они для того и даны, чтобы мы пришли в себя. Задумаемся над этим. Как говорит апостол-евангелист Иоанн Богослов: «Любящим Бога всё содействует ко благу». И даже скорби. Они отрезвляют нас. Они направляют нас к Отцу. Они заставляют поднять наш взор духовный от свиных рожец горе, ввысь, туда, откуда мы родом — из Небесного Царства. Будем помнить об этом. Будем помнить, что нет нам дороги унывать. Будем помнить о необходимости покаяния, исправления себя, устремимся всей душой, всей своей жизнью к Богу. Скажем от души: «Господи, да, я согрешил на Небо и перед Тобой, но возьми меня хоть в наёмники, хоть в самые низкие, хоть в самые далекие от Тебя». Господь, конечно, как и всегда Он это делает, обнимет каждого из нас и примет нас здраво. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Св. Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске

16.02.2020

Добавить комментарий