Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!
Сегодня в неделю мясопустную, последнее подготовительное воскресенье к Великому посту, мы читаем евангельский отрывок, который раскрывает судьбы мира. Это отрывок о Страшном суде. И сам сегодняшний воскресный день так называется – неделя о Страшном суде. Господь Иисус Христос через евангелиста Матфея говорит нам, что наступит пора в самом конце времен, когда Господь как Царь поставит перед собой все народы без исключения, и он будет разделять их, как пастух разделяет козлов и овец: одних — направо, других — налево.
Критерий этого разделения будет очень простой. Что ты сделал Богу? А Богу можно сделать, только служа ближнему: в темнице посетил, одел нагого, накормил голодного, ввел странника в свой дом, помиловал нуждающегося. Вот этот очень простой критерий – такой очевидный, но такой страшный, положен, как камень преткновения, в деле нашего спасения. Страшен он потому, что мы ничего этого не делаем.
Эта притча раскрывает нам очень многие важные духовные вещи. Она, действительно, страшна. И не только потому, что мы мало делаем из того, чтобы было перечислено, но еще и оттого, что Суд Божий, о котором сказано в этой притче будет обязательно. Как бы мы ни отмеряли себе столетия впереди, каждый из нас, без всякого исключения, должен будет пройти узкими вратами нелицеприятного суда Божия. И поэтому жизнь христианина должна быть не просто временем проживания, а должна быть подготовкой к этому самому главному экзамену нашей жизни – экзамену на добро.
Если мы взглянем в евангелие всей душой, то увидим, что Бог учит нас делать добро по существу, избирая его без всякого сомнения, не напоказ, не ради собственной славы, а именно по существу, делаясь добрыми по своей природе.
Об этом прикровенно в притче сказано, когда Господь говорит о разделении козлов и овец. Обратим внимание на этот фрагмент. На суд Божий мы приходим уже такими, какие мы есть – или козлом, или овцой. Господь не обвиняет нас на Своем Суде, а Он только разделяет, разделяет нас по тому, какими мы стали в течение своей земной жизни.
Никто из нас не рождается злодеем, вором, прелюбодеем, завистником — мы все рождаемся чистыми, просто людьми. Всем остальным мы — становимся.
Впрочем, есть и такие, кто становится святителем, мучеником, праведником. Они тоже не родились такими. Они тоже, как и мы, родились простыми людьми, но стали — святыми.
Сегодняшняя притча должна нас правильно сориентировать в преддверии поста. Чтобы он был не просто временем неядения, а временем стяжания праведности в себе. Чтобы за предстоящее время поста мы научились делать добро по существу не ради земного блага, не рассчитывая на отдачу здесь, а просто — ради Бога, становясь из козла овцой Божьей, пастырем, или пастухом которой является Христос.
Если мы этого не сделаем, конец наш ясен. В притче он очень хорошо показан: «Отойдите от меня все делающие беззаконие!». Если же постараемся хоть сколько-нибудь научиться просто — не осуждать, или не превозносится, или не гневаться, хоть что-нибудь подвигнем в себе, если сделаем это ради Бога, то в конце пути, — я в этом точно уверен, — мы услышим главные слова Великого Экзаменатора, который Сам есть Величайшее Добро и Совершеннейшая Любовь: «Придите во благословение Мое, возлюбленные Мои, друзья Мои, и наследуйте Царство Божье, уготованное вам, — нам с вами, люди! – от сложения мира. Аминь».
Священник Георгий Харин
3 марта 2019 года
Храм Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске