Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышим замечательную притчу Христову о богатом и Лазаре (Лк. 16: 19-31).  Был некоторый человек по имени Лазарь весьма беден и всеми брошен. Он лежал у ворот богатого дома и только собаки лизали его раны. В этом доме жил богач. Случилось Лазарю умереть, и никто этого не заметил, а душа его была тотчас вознесена к престолу Божию, на лоно Авраама, как говорит Спаситель.

Умер и богач. Он видит Лазаря издалека и просит: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он, омочив перст, остудил мои уста». На что Авраам говорит: «Между вами и нами пропасть и ее нельзя перейти!». «Но тогда, — просит богач, — пошли Лазаря к моим братьям, чтобы он предупредил их о том, что здесь так неотрадно». На что Авраам отвечает: «Имеют твои братья закон, и Моисея, и пророков, и если их не слушают, то если кто воскреснет, не послушают и его».

Вот такая притча Христова. О многом можно сказать, но я хотел обратить ваше внимание на трагическую и непостижимую суть этой притчи в том месте, где говорится о пропасти. Весь трагизм, весь ужас как раз вокруг этой пропасти. Богачу было бы легче там, в горней жизни, если бы Лазарь его утешил, но нет, этого не позволяется.

Почему так получилось? Почему богач — в аду, а бедняк Лазарь — в раю? Только ли в богатстве здесь дело? Разве носит эта притча социальный характер? Разве все богатые — негодяи, а все бедняки — святые? Нет, конечно. Да, богатому человеку труднее, наверное, спасаться, у него больше возможностей развратить душу, но и среди людей бедных мы знаем завистливых и гневливых, обидчивых и заносчивых.  Бедность сама по себе совсем даже не спасительна. Как, впрочем, не губительно и богатство, когда оно употребляется по-христански. Пример тому — множество святых, которые прожили жизнь свою в достатке: святой праведный Иоанн Кронштадский, святой Александр Невский и множество еще других святых людей, которые не были бедняками, но угодили Богу своей жизнью. Так что, конечно, здесь вопрос совсем не в имении, а в чем-то другом.

Меня с особой силой поражает эта безотрадная картина разделения богатого и бедного, богача и Лазаря в вечной жизни. Откуда взялась  пропасть? Когда я думаю об этом, то мне представляется, что она возникла сначала в душе богача.

Сначала богач воздвиг вокруг себя пропасть между самим собой и окружающими его людьми. Он гнушался не только бедными, но и вообще людьми, превозносился, как бы поставляя себя высоко, а вокруг себя созидая пропасти. И только потом эти пропасти, бывшие в его душе, когда он из земного мира перешел в мир духовный,  стали для него новой реальностью. И вот эти-то самовоздвигнутые пропасти и осудили богача.

Не так ли с нами бывает? Разве мы не проводим пропасти между собой и другими? Богатый гнушается бедным, говоря: «Что с люмпена этого брать? Чего от него ждать хорошего!». Разве не проводим мы подобные границы между возрастами: «А, молодежь, чего от нее ждать хорошего!». Разве мы не проводим сами границу, которую нельзя перейти, между собой и своими детьми? «Да они не поймут никогда меня, нечего с ними и разговаривать!». Разве не ставим мы блок между собой и родителями, думая: «Что старики? Что с них взять!».

И так каждый раз мы проводим границу, которую нельзя перейти, между собой и многими.  Постепенно эта граница-пропасть становится столь глубокой, что и Бог не может пройти ее, потому что мы закрываемся от Него: от Его образа, своего ближнего, и от Него Самого!

Мы вырыли вокруг себя глубокий ров самовозвышения, гордыни, тщеславия. Никто не может его преодолеть. И вот, глядя на сегодняшнюю притчу, подумаем об этом. Не проводим ли мы подобные границы между нами и дорогими для нас людьми? Есть ли такое средостение у меня с кем-то и если есть, то поспешим из богатого дома нашей жизни перейти границу к Лазарю. Поспешим здесь, в этом, земном пути. Если мы этого не сделаем теперь, то эта пропасть, воздвигнутая между мной и ближним, там, в вечной жизни, осудит нас. Она станет тем препятствием, которое не даст облегчить нашей вечной участи. Подумаем об этом крепко. И пусть земных пропастей будет меньше или совсем не будет, чтобы так нам не перейти в пропасть в Вечной жизни. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске

3.11.2019

Добавить комментарий