В 988 году произошло официальное крещение Руси, но христиане на русской земле были уже в самые первые апостольские времена. Вы знаете, что, по преданию, сам апостол Андрей Первозванный, основатель византийской церкви посещал когда-то Киевские горы и предрек, что там будет славный град с множеством храмов и святынь.

Русская Церковь за тысячелетие  дала Церкви Небесной  множество святых: и мучеников, и преподобных, и святителей, и просветителей, и юродивых Христа ради, и множество-множество людей Русской Церкви нашли  Спасение и вошли в Жизнь Вечную.

Христианство со всем его многообразием, со всей его глубиной в каждом народе приобретает собственные черты, давая уникальный духовный код. Народы Запада увидели в христианстве прежде всего Крестную Жертву, поэтому, если вы бывали в западных католических костелах, то наверняка видели, какое значение в христианском искусстве Запада придается Голгофской жертве. Крест, помещенный над престолом, является как бы сосредоточением всего молитвенного устроения общины. Глаза всех присутствующих обращены на Крест. По стенам развешиваются изображения Голгофского восхождения Спасителя. Для западных христиан большое духовное значение имеет, прежде всего, жертва Христова, совершаемая вместо нас.

Народы Востока усвоили православие и каждый из них тоже нашел в православии что-то свое. Те народы, которые многие годы были под Османским игом: сербы, болгары, отчасти греки нашли для себя в православии способ народной консолидации, способ объединения, путь к духовному и этническому единству. Для серба быть сербом и не быть православным — немыслимо. Для них религия носит скорее этнический характер. Для византийцев православие стало источником глубочайшего богословия, основанного еще на античной философии. И вот в День Русской Церкви – День Торжества святых земли Российской нам стоит поразмышлять над тем, что же для нас с вами православие? Какие черты православия особенно усилила русская народность?

Мне думается, что есть две особенные черты, которые русский народ вынес из глубины православия и с особым тщание несет доныне.

Это, во-первых, любовь к красоте.  Господь ссудил мне служить в разных точках мира, в разных православных приходах, и нигде так не молятся, нигде так не служат Богу, как в России. Только русские придумали облачаться в ризы по цвету праздника. Только в России такие украшенные храмы. Только в России такие золотые купала. Только здесь, у нас, на русской земле, в храмы несут последнее — сами не доедят, а в церковь принесут. Русская земля украшена самыми красивыми храмами. Самые красивые богослужения в России. И я утверждаю это не потому, что я — русский здесь стою, а потому что действительно есть с чем сравнить. Мы любим красоту Божьего храма, мы ценим ее, мы устраиваем свои храмы на высоких местах, среди зелени так, чтобы эта красота рукотворная, наши усилия славили бы Бога.

И вторая черта, которую русский народ вынес из христианского учения и с особой силой воплотил в своей жизни – это простота. Посмотрите на наших святых. Они все были очень простыми людьми: хоть древние, хоть современные. Феодосий Печерский (15 век), будучи игуменом, сам копал огород. Преподобный Сергий (14 век), будучи главным в монастыре, ночью носил воду для братии.

И так каждый из русских святых явил нам смирение и простоту жизни. Эта простота, это упрощение жизни как Путь ко Христу особенно нам свойственно. И говорю это только с тем, чтобы каждый из нас, являясь наследником русской святости, всерьез бы задумался о красоте своей жизни, о простоте своей души. Как батюшка Амвросий любил говаривать: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Вот христианская жизнь. Вот русская святость. В простоте сердца воспринимать то, чему учит нас Бог. С детской простотою проводить свою жизнь. Дай Бог нам быть наследникам, преемниками,  теми, кто оставит русскую святость после себя, оставит, чтобы передать ее тем, кто приходит после нас.

С большой радостью наблюдаю, как множество людей приходит в храм. У нас сегодня и алтарники тоже школьники. Это радостно. Потому что время  идет очень быстро. Поколения меняются невероятно быстро. И так важно, чтобы святость, которую мы получили от наших великих предков, от наших святых, не только приняли, но и оставили после себя, потому что на нас не должно остановиться это преемство поколений, иначе нам придется дать ответ перед Богом.

Помоги нам, Господи, с чистым сердцем, с чистой совестью неложно, неленностно потрудиться над этим. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Святого Георгия Победоносца в Ижевске

21 июня 2020

Добавить комментарий