Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

В середине поста для того, чтобы поддержать верующих, для того, чтобы ревность наша к спасению не оскудевала, Церковь Христова положила обычай выносить из алтаря святой крест и полагать его перед взором верующих, дабы, взирая на крест Христов, мы помнили апостольский завет: «Духа не угашайте».

И в этот день, в  Неделю Крестопоклонную за Божественной литургией звучит евангельский отрывок, который открывается призывом Господа Иисуса Христа отвергнуться себя: «Аще кто хочет со мною быти, пусть отвергнется себя и да возьмет крест свой, и по мне грядет». Вот завет Христов, который относится к каждому из нас.

Что значит отвергнуть себя?

Очень часто, и по большей части, трудности, которые возникают в нашей жизни, бывают из себялюбия: от того, что мы хотим, чтобы обязательно было по-моему; от того, что мы иной правды, кроме своей, мы не видим; от того, что обязательно хотим, чтобы мне было благо.  Наш взор всё время обращён к самим себе.

Есть такая заповедь Божия «Не сотвори себе кумира». Очень часто во время исповеди приходится напоминать человеку, что против этой заповеди мы, современные люди, грешим теперь особенно часто, творя себе кумира из себя самих — из собственной мудрости, из собственного опыта, даже из собственного внешнего вида.

А христианин призван отвергнуться себя. То есть превозмочь это притяжение собственного великолепия и поднять глаза к Богу и к тому, кто рядом. Надо увидеть ближнего внутренним своим взором, то есть почувствовать в нём брата и сестру, увидеть его  проблемы, его трудности, его характер, его особенности — увидеть и разглядеть в нём образ Божий. Это и будет отвержением себя.

Что же значит: «Взять на себя крест свой и по Мне грести»?

Идти за Христом, Который несёт крест — это означает, что каждый из христиан призван взять на себя чужие трудности. Не свои проблемы, которые возникают из себялюбия, как мы выяснили, — а брать на себя чужие трудности, брать на себя ответственность помогать тому, кто рядом, быть продолжением Христовым,  — вот что значит «взять на себя крест».

Христос понёс Свой крест без всякой вины. Без всякого на то основания был возложен на Него этот жуткий способ смерти. Он понёс безропотно чужие грехи. «Вся вина наша на Нём была», — пишет пророк, — «и язвою Его мы исцелились». И вот мы с вами, если только мы действительно христиане, должны уметь делать это усилие — отвергать себя и брать на себя беды ближнего.

Как это трудно. Как это порой невозможно даже. Сказать-то это проще всего. Как сделать это теперь?

Пусть одобрением и поддержкой для нас служит урок апостола Павла. Он говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». И еще в другом месте: «Я распялся миру и язвы Господа Моего Иисуса Христа на теле моем ношу».

Действительно, Господь распялся для нашего спасения, а каждый из нас призван распинаться миру. Это означает, что те страсти, которые бушуют в нас порой очень сильно, мы должны так прибивать к кресту Христову, чтобы, даже оставаясь в нас, они не имели над нами власти, чтобы то негодное, что мы в своем сердце взрастили, не шевелилось бы, распятое внутри нас на кресте Христовом. Средством здесь служит и молитва, и осенение себя крестным знамением, и, самое главное, заставление себя, труд над собой.

Хоть малыми шагами, но мы должны двигаться, иначе — смерть духовная.

Будем помнить этот призыв Божий, который сводится к очень простому глаголу: «Царство Божие нудится и нуждницы получают его».

Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Победоносца и Великомученика Георгия в городе Ижевске

31.03.2019

Добавить комментарий