Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за божественной литургией мы слышим притчу о сеятеле. Господь Иисус Христос рассказывает о том, как вышел сеятель сеять. И упало первое семя при дороге и птицы склевали его. Второе семя упало на камни,  дало небольшой росточек, но так как не имело достаточно почвы и влаги, то тотчас погибло. Третье семя упало в тернии  и  сорная трава заглушила его. Только четвертое семя, упавшее в добрую землю, дало плод сторицею.

Итак, Христос, подводя итог сказанному, говорит: «Имеющий уши слышать да слышит».

Ученики стали Его наедине спрашивать: «Господи, о чем эта притча?». Он объясняет. Семя – это Слово Божие, его сеет Сеятель — Христос. И у одного человека это семя, Слово Божие, прорастает вроде бы, но тотчас дьявол по выходе из храма или еще при каких-то обстоятельствах похищает Слово Божие и оно ничего не дает человеку. Послушал  –  в одно ухо влетело, так из другого вылетело.

В сердце другого человека вроде бы и прорастает семя, но поскольку там  окамененное нечувствие, то  человек  уже ничего от себя не ждет, уже ни на что доброе подвигнуть себя не хочет. Семя прорастает, но тотчас же и умирает.

Третий человек даже откликаетсяна Слово Божие, но земные попечения, как сорняк, забивают  все добрые помыслы, и человек не успевает побыть с Богом, возвращается во все земное, и тоже никакого плода от этого не бывает.

Только в подготовленное сердце  семя падает, прорастает и дает  плод вечной жизни. И вот если первые три случая Спаситель поясняет, то над четвертым предлагает нам подумать.

Что это значит – подготовить свое сердце к встрече с Богом, принять в себя Слово Божие?

Первое, что бросается в глаза, это то, что про сердце сказано, что это почва. Какова же она? Гумус, почва, земля — это то, что готово принять все. Смиренная субстанция. Действительно,  мы попираем почву ногами. Мы часто в нее выбрасываем ненужное. Все она принимает и все в себе перерабатывает, даже отходы жизнедеятельности обращает в пользу, в удобрение. Мы попираем ее ногами и, между тем, от нее питаемся.

Земля – это образ смирения невероятного. Мы по ней ходим, топчем ее, а она нас кормит. Вот важнейшее свойство для принятия Слова Божьего –  смирение. Что такое смирение? Это способность идти по жизни с миром внутри, не отзываясь злом на зло, не превозносясь над окружающими, не считая себя чем-то особенным, а считая себя худшим из человеков. Это, конечно в идеале, но, по крайней мере, не отвечая злом на зло.

Вторая черта почвы, которая для нас сегодня особенно важна, — это то, что она обработана. Вот обрабатывать почву, вспахивать свое сердце очень важно каждому из нас. К сожалению, мы очень часто заражаемся духом  теплохладности, в нас нет чувства необходимости в понуждении себя к духовной жизни. Мы ждем, что кто-то за нас все сделает. Жизнь нашу должно правительство наладить, духовную жизнь как-нибудь Бог пусть управит, семейную жизнь пусть кто-нибудь еще сделает. Все время нам кто-то должен что-то, а мы — никому ничего. Между тем, мы забываем слова Христа, о том, что «Царство Божие нудится, силой берется и нужницы восхищают его». Так вот, не ждать от кого-то чего-то, а трудиться над собой, над своим сердцем, вспахивать его, принуждать себя к смирению.

И вот еще, когда землю пашем, мы ее царапаем, переворачиваем, в какой-то степени приносим ей боль, потом из этой боли рождается Дар Божий.
Это тоже очень важный символ. В нашей жизни бывают трудности: болезни, сложные обстоятельства, искушения. Все это болью отзывается внутри нас. И в это время смирение и терпение скорбей, желание и прилежное понуждение себя к слышанию Слова Божия поможет создать в себе благоприятную, вспаханную почву для принятия, чтоб семя это в нас было, проросло и принесло самое главное — плод вечной жизни. Потрудимся теперь. Помолимся о том, чтобы Господь укрепил нас и даровал нам те добродетели, которые сами по себе уже способны привести нас в жизнь будущего века. Аминь!

Священник Георгий Харин

27 октября 2019 года

Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия в городе Ижевске

Добавить комментарий