Сегодня за Божественной литургией читается евангельский отрывок, который открывает нам  особенную тайну в отношениях Бога и человека.

Апостол — евангелист Марк говорит нам, что Христос накануне своего входа в Иерусалим собирает вокруг себя своих учеников и начинает рассказывать им о том, что Ему предстоит: о своем аресте, о своих грядущих голгофских страданиях. Мы видим человеческую трагедию жизни Христа, потому что ближайшие ученики ведут себя так, что по ним видно —  они не понимают, о чем Он им говорит. Он говорит им о предательстве первосвященников, об аресте и страдании на кресте, а они  просят  сделать их министрами в  правительстве. «Дай нам сесть рядом с Тобою в Славе Твоей», — просят ученики. Они не видят главного. Он идет на страдания и мучения, чтобы спасти человеческий род, а они от него ждут восстания против Рима, образования нового правительства и устроения земной жизни.

И тут Христос говорит им какую-то совершенно особенную мысль: «Кто хочет быть главным среди Вас, пусть станет всем слугой.  Сын Человеческий пришел не чтобы Ему служили, но Он пришел всем послужить».

Это евангельское чтение очень о многом. Во-первых, здесь мы видим не только Божественное предведение Христово своих грядущих страданий. Он говорит о том предназначении, ради которого пришел. Ради того, чтобы умереть. Он с этим пришел в этот мир. Он с этим вырос. Он с этим жил. Он на это идет. И ученики рядом с ним до конца не понимают Христа.

Вот и мы с вами так очень часто, подобно ученикам, ищем во Христе решения земных задач. Приходим в храм Божий, чтобы не болеть, чтобы решились наши земные дела.  Конечно, по вере человека Бог дает ему Свои дары. Но главное во Христе – это спасение, это вхождение в общение с Богом через Христа. И, стало быть,  этого главного и нам надо искать.

Еще в этом евангельском чтении есть слова, которые звучат, как бы теперь сказали, как информационная бомба, которая, взорвавшись, вокруг себя создает особую ситуацию. Христос говорит что-то совершенно новое об отношении человека и Бога. Все религии мира, какую бы мы ни взяли, говорят о том, что человек должен поклоняться богу, богам, духу, и  за это поклонение боги, или бог, или еще некто дают ему все, что он просит. Христос сказал что-то совершенно другое, как бы перевернул ситуацию в обратную сторону. Он говорит:  «Бог пришел, чтобы человеку служить», поэтому христианство не Богоцентрично, а анотропоцентрично. Оно вокруг человека,  потому что  сам Бог унижается настолько, что не только принимает «рабий зрак», становится человеком, но и умирает от рук твари. Это потрясающе по глубине, потому что Бог показан во всей полноте Своей любви к нам, любви настолько большой, настолько могучей, что Он готов унижаться снова и снова.

Так унижается тот, кто любит.  Унижается для того, чтобы сохранить отношения любой ценой. И вот это мы видим здесь в Боге. Он создает человека для того, чтобы человек вошел в Его радость, в Божью Славу.

Человек через непослушание лишается этой славы, но Бог обещает: « Да, ты лишился, но будет время, когда наступит твое спасение».

И потом все время унижается – уговаривает человека через пророков: «Человек, ну будь хоть сколько-нибудь лучше», дает заповеди, является, спасает еврейский народ из плена и так далее. Не удается уговорить. Человек все время отталкивает Бога.

И вот теперь Бог приходит Сам во плоти. Говорит с нами, ест с нами, пьет с нами, приходит на наши свадьбы, радуется с нами, печалится с нами. И человек снова отвергает Его настолько, что распинает. И Бог идет на это. Потрясающая картина кенесиса (унижение, самоистощание – греч.), как говорят святые отцы. Это так важно понять, насколько мы Ему важны, насколько для него важно, чтобы каждый из нас был с Ним. Он ждет и любит. Он любит и ждет. Каждого.

Кажется, какое значение имеет сказанное для нас? Скажу только одно. Христос перед нами в одной фразе дает модель поведения, которую надо бы не забывать нам. Он говорит: «Кто хочет быть из вас главный, тот будет всем слуга». Мы часто этот принцип забываем. И все семейные, общественные и духовные трудности из-за этого случаются. Мы часто свое положение, возраст, знания, социальное положение, материальные богатства используем только к одному – к власти над ближним.

Мы забываем, что всякое право, на самом деле, порождает только обязанности. Да, каждое новое право, которое мы приобретаем себе, дает нам новую обязанность! О, как важно не забывать об этом. Теперь нас всех приучают к тому, что у нас всех есть права: права человека, права мужа,  права жены, права ребенка и еще другие права, права, права… Забыли, забыли Слово Христово о том, что, кто хочет быть главным, у кого больше всех прав, тот больше всех всем и обязан. И вот если мы положим этот принцип в центр своей жизни и постараемся служить тому, кто рядом, так, как делает это Бог ценою своей жизни даже, тогда очень многое наладится не только в нашей духовной жизни, но и общественно – социальной, политической, если угодно, потому что это принцип Христов, принцип вечный, выводящий нас из земного пути в царство Божее. Аминь!

25.03.2018

Храм Святителя и Чудотворца Николая, гор. Ижевск

Добавить комментарий