Сегодня за Божественной литургией мы вспоминаем ближнего к Богу святого предстоятеля о нас, Святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. О нем Спаситель говорит, что «это лучший из рожденных женами», и сравнивает его с другом жениха на свадьбе.

В России он называется свидетель, самый ближний на свадьбе человек, который старается изо всех сил, чтобы жених и невеста были в покое и в радости. Вот таким другом жениха был Иоанн Предтеча,  Предшественник Христов. Возвышенная, величественная судьба у этого человека. Он рожден по особому смотрению Божьему, у старых уже родителей, у священника Захария и Елизаветы, о чем Захария получает извещение в святилище, у жертвенника курения. Он рожден чудесным образом, и Захария получил за сомнения вразумление. Будучи уже пожилым человеком, он усомнился —  может ли старик родить кого-то, — и был нем до того времени, как исполнилось обетование Божье. Затем вся жизнь Предтечи, Предшественника Господня была подвигом, подвигом воздержания, подвигом поста и сугубой молитвы, чем он стяжал авторитет религиозный, самый дорогой авторитет среди своих современников.

Жил он в пустыне. Одевался в верблюжью шкуру  и ел только то, что в пустыне находил – дикий мед, воду, растения какие-то самые простые. Этот человек, когда исполнилось время, вдруг стал говорить о чем-то совершенно непохожем на то, о чем говорили пророки Ветхого Завета. Он стал говорить о близости пришествия Божия. «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное». Вот смысл его проповеди. И многие, чувствуя сердцем его правоту, стали приходить к Иоанну Крестителю, и принимали Крещение погружением в реку Иордан. И надо сказать, что Иоанн Креститель положил таким образом как бы начало, начаток трем явлениям нашей современной христианской жизни, нашей церковной обыденности. Он положил начало таинству крещения, хотя бы по форме. Оно не было тем благодатным крещением, которым мы теперь крещаемся, но все же это было первое уже водное погружение. Он положил начало покаянию, которое и доселе совершается в церкви.  Наконец, он положил начало монашеству: воздержанию ради Бога, пощению, сугубой молитве, уходу от мира в пустыню. Потом этому примеру последует множество людей, которые будут принимать крещение, каяться. А некоторые  — и в пустыню уходить для того, чтобы в монашеских подвигах прославить Творца.

В это время Израилем управляет династия Маккавеев. Один из этой династии, Ирод, полюбил жену своего брата и при живом муже взял ее себе в жены. Иоанн Креститель  был вхож во дворец царя Ирода, ибо Ирод благоговейно относился к пророку Божию, чувствуя правоту его слов и относясь к нему с уважением. Иоанн стал говорить ему, что нельзя царю быть примером блуда. Ирод слушал это с терпением. Но это очень не нравилось новой царице, и вот она всячески старалась злодействовать против Иоанна.

Иоанн был арестован, но Ирод боялся причинить ему зло. Хотя мог, конечно. И вот представился случай. Был день рождения Ирода. Он был пьян, весел. Девица плясала. И вот он пообещал дочери Иродиады все, что она пожелает – «до полцарства». Она, по совету матери, запросила главу Иоанна Крестителя. И это страшное дело было исполнено – Креститель Христов погиб. Ему была отсечена глава.

Ученики похоронили его тело, а глава, мы это знаем из предания церковного, еще много всего совершила чудесного. От нее исцелялись люди, и мы даже празднуем обретение ее отдельно. Это все мы слышим в Евангелии. Чему мы можем поучиться из сегодняшнего праздника?

Первое, что бросается в глаза, – это образ Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В нем очень много поучительного. Я хотел бы обратить ваше внимание на человечность этого святого. Мы помним с вами в Евангелии трогательный момент, когда он посылает ко Христу своих учеников и спрашивает: – Ты ли тот, о ком сказали пророки? Или иного еще мы чаем?

Это Иоанн уже в темнице находился в это время. Вот перед нами человеческая черта – сомневаться. Кажется, ну как уж можно было? Ведь он свидетель богоявления?! Он своими руками крестил Христа и видел Небо отверстое и глас – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» и Духа, сходящего на Христа в виде голубя. Троицу Святую при жизни видел! Можно ли сомневаться? А вот человеку свойственно сомневаться. И ничего с этим не поделаешь. И вот в момент, когда он находится в тюрьме и чувствует, что его казнят, он отчаивается, сомневается и посылает ко Христу учеников, как будто спрашивает: «Есть ли смысл в моей жизни?».  Вот что фактически он спрашивает. Если Христос Мессия, Сын Божий, то тогда дело Иоанново не пусто. Оно принесло свой плод. Он подготовил людей к встрече со Христом.

И Господь ему отвечает очень просто: «Посмотри вокруг. Что происходит?  Слепые видят. Хромые ходят. Мертвые воскрешаются. Сам ты видишь, что Я Тот,  Кто Есть. Тот, Кто Сущий». И утешенный Иоанн спокойно преклоняет свою главу под меч, потому что он знает – все исполнено. Все, что он должен был сделать, он сделал, и умирает еще сравнительно молодым человеком.

И вот мы с вами, подобно ему, тоже часто в жизни сомневаемся — и в Боге сомневаемся, и в смысле того, что мы делаем, и вот нам пример, как надо поступать  в минуту сомнений и душевной тревоги. Не отчаиваться, не бросать все, а спрашивать у Бога: «Господи, научи меня, вразуми меня, ответь мне». И Господь обязательно жизнью самой покажет нам, утешит нас, покажет нам путь и подскажет нам выход из сложившегося положения.

Еще одному надо нам научиться из сегодняшнего Евангелия – спасительности воздержания. И дело не только в том, чтобы меньше есть и меньше пить, хотя этому так хочется научиться. Дело еще в другом. Воздержание – так оно важно, так оно полезно человеку, так оно необходимо – воздержание во всем. В слове. Если бы Ирод не брякнул перед гостями (по-другому и не скажешь) вот эту глупую свою клятву,  то ему бы не пришлось убить того,  перед кем он благоговел, и о чем он, конечно, жалел всю жизнь. Если бы он воздерживался в питии, то он бы не пришел к этому глупому обещанию, и прочее, и прочее… Если бы он воздерживался в своей сексуальной жизни, не поступился против заповеди Божьей, то и конфликта бы не было между царем и Пророком. И так далее.

И это и к нам применимо. О если бы мы… а теперь начинается большой перечень … воздерживались от еды – поменьше бы болели, а если бы мы воздерживались от слова – меньше было бы конфликтов, а если бы мы воздерживались от осуждения – имели бы мир душевный, и так далее, и так далее… Вот нам пример. Очень важно иметь воздержание: в слове, в питии, в еде, в сне – во всем, что может нас развратить и погубить.

Ну и, наконец, еще третье, на что я бы хотел еще сегодня особенно обратить внимание. Вот очень важно из сегодняшнего бедственного положения царя Ирода вынести урок о том, что нельзя поступать по страсти вопреки своей совести. Часто мы, к сожалению, так делаем – поступаем по страсти вопреки тому, что нам наш голос внутренний указывает. Царь Ирод так поступил и всю жизнь жалел. Да, у него пылала страсть к Иродиаде. Это действительно была любовь с первого взгляда и любовь очень сильная, крепкая, плотская. Мы это видим из дальнейшей судьбы. Соломея погибла, кстати сказать, очень жестоко. А Ирод, оклеветанный своими же родственниками перед римским императором, лишился в скором времени престола, которым так дорожил, и был сослан в Галлию – далекую северную Францию из Израиля и там в безвестности погиб. Но надо сказать, что Иродиада последовала за своим мужем, то есть она любила его, она его не бросила. Не ради царства все это было. Она его любила и не оставила в бедственном положении. Но страсть затмила совесть. И он, конечно, всю жизнь каялся и жалел. Это понятно.  Даже из Евангелия мы это видим.

Вот нам пример, чтобы нам не жалеть, чтобы нам не было стыдно за прожитое время там в конце жизни, близко или далеко – это у каждого из вас свое будет, — нам важно уметь не поступать по страсти вопреки голосу совести. Помоги нам Господи научиться этому молитвами Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Аминь!

11.09.2018

Храм Святителя и Чудотворца Николая, гор. Ижевск

Добавить комментарий