Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Рождество Божьей Матери – начало нового литургического года. Древняя церковь жила не просто буквой Писания, но духом его. Она оставила нам это богатое наследство – литургический год. Заканчивается год последним событием новозаветной истории – Успением Божьей Матери, а начинается – ее Рождеством.

Священное Писание Ветхого Завета рассказывает о создании мира и сообщает, что мироздание было закончено в тот момент,  когда  в мир вошел человек.  Бог сказал ему: «Ешь от всякого плода в райском саду».  Из этого Слова Божьего византийские богословы сделали вывод, что мир создан осенью. Только осенью бывают плоды на деревьях. И, стало быть, в раю уже была осень, когда Господь ввел туда человека.

В соответствие с духом Писания, раз мир начался осенью, то осенью начинали новый год. До сих пор академический год начинается 1 сентября, потому что основными школами в древности были школы богословские. Они начинали год, как и вся Церковь,  в начале сентября.

Поэтому именно в сентябре Церковь стала отмечать праздник Рождества Божьей Матери. Она завершает собой год, и Она начинает его. Она стала вместилищем Божиим, присутствием Божиим на земле, условием Его входа  в дело нашего спасения.

Каждый из нас, вступая в Церковь, является не только ее членом, но и прилежным, я надеюсь, учеником.   Мы с вами тоже сегодня начинаем новый церковный год. И как ученик приходит в школу, чтобы снова и снова повторять одни и те же предметы,  — только задачи ставятся каждый год все труднее и сложнее,  — так и мы с вами, вступая в новый учебный год  в нашем училище благочестия —  в Церкви,  тоже теперь должны решать новые задачи.  Это задачи предметов  нравственных,  духовных.  Только решать их будем уже  на новом уровне, не возвращаясь к прежнему греху, но делая над собой усилие на новом духовном уровне. И вот совершив так, мы будем приближаться к Ней — к Пречистой Деве.

Сегодня мы отмечаем Ее день рождения, чудесное  Богодарованное рождение от престарелых родителей. Это рождение долгожданного дитя, обещанного Богу с самого момента своего зачатия. Иоаким и Анна  терпели многие годы поношение бесчадства, потому что люди, у которых не было детей, в древнем Израиле находились в пренебрежении.   Иоаким и Анна дали обет Богу, что рожденное, если только Бог даст им это, рожденное ими будет посвящено Ему. И Бог дал им это чадо, которое не просто обрадовало их, но стало сокровищем всего мира.

Бог нас приводит в мир по своей благой и совершенной воле, с тем, чтобы мы тоже давали жизнь другим. Бог дает нам жизнь, чтобы и мы давали жизнь. И вместе с ней давали веру. Как сделали это Иоаким и Анна. Они  за короткий срок, который жила Матерь Божия в их доме, смогли передать ей свою веру, свое благочестие и привести ее в такое состояние духовное, что, даже лишившись семьи и воспитываясь в храме по обету, она смогла сохранить в себе эту трепетную живую связь со своим Создателем.

Связь эта была сильной, настолько мощной, любовной, что она согласилась быть Его вместилищем!

Ею и до сего дня открывается новый год нашей жизни.  С Рождеством Пречистой!  Пусть Матерь Божия направит нас, наш ум просветит, наши руки соделает к правде! И по ее молитвам пусть Господь нам даст новый виток нашего земного пути на благо себе и ближнему. Аминь!

21.09.2018

Священник Георгий Харин.  Храм Святителя и Чудотворца Николая в городе Ижевске

Добавить комментарий