Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

Сегодня в воскресенье по Воздвижении мы слышим с вами отрывок из Евангелия от Марка о крестоношении. Господь Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит: «Тот, кто хочет быть со Мной, пусть возьмёт свой крест и последует за Мной, потому что тот человек, кто хочет душу свою спасти, тот ее погубит, а тот,  кто отвергнется  от себя Меня ради и Евангелия, тот спасёт свою душу».

«И в самом деле, — говорит Господь, — что даст человек взамен за душу свою? Если  весь мир приобретет, но повредит душе своей, то никакой ему нет пользы в том приобретении». И вот сегодняшнее евангельское чтение обращает нас к этому вопросу: «Что есть  христианское крестоношение?» Очень часто мы совершенно неправильно понимаем эти слова Христовы.

Приходится часто слышать: «Вот у меня начальник с тяжелым характером, но видно уж крест у меня такой». Какие — то там обстоятельства жизни человек начинает воспринимать как жизненный крест и в терпении этих трудностей  видит своё крестоношение. Так ли это?

Глубоко убеждён в том, что Христос не просто о терпении говорит, а о чем-то гораздо большем, о чем-то куда как более глубоком. Терпят все, а не только христиане. Более того, трудные обстоятельства жизни встречаются не только у людей, но и у животных. Что  —  выходит,  они тоже спасаются? Когда лев поймал какую-нибудь животинку и ест ее заживо, она же, бедная, тоже терпит, только деваться ей некуда, она уже в когтях, в пасти льва.

В нашей жизни тоже так бывает, что деваться нам некуда, и мы терпим. А может, и ропщем, —  просто обстоятельства жизни таковы. И вот думаем, что этим терпением спасаемся. Между тем у Христа ключевое слово —  «пусть возьмёт свой крест». Здесь очень важно почувствовать это: не просто обстоятельства жизни сложились таким образом, что у нас есть трудности и мы должны их переносить, не просто тут дело в том, что христиане должны как безропотные овцы идти на заклание, как раз к этому не призывает нас Спаситель. Спаситель призывает учеников своих не просто претерпевать скорби, а уметь брать на себя крест,  как делает это Он.

Разве Он заслужил этот крест? Разве по делам своим приемлет? Нет. Этот крест —  ради ближнего, ради людей. Спаситель берет на себя чужой крест, не свой, Он Сам не требует спасения, Он Сам не требует очищения. Он ради людей это совершает и вот пример для нас. Тот, кто хочет быть со мной, пусть научится брать на себя чужие трудности. Вот что значит быть христианином —  брать на себя крест другого  и нести его с радостью, как мы несём иго Христово, благое и совершенное.  Тот человек, который так будет относится к жизни, он с легкостью, —  с легкостью, я подчеркиваю это, —  перенёсет скорби и трудности, потому что ему Сам Бог будет помогать.

Вот то, что я озвучил, кажется неподъемным для человека. Своих-то проблем полон рот, а ещё чужие на себя взять! Ох, как это трудно! А вот есть такой святой праведный Алексей Московский.  Священник, протоиерей, настоятель одного из московских храмов, который в трудные годы перед революцией и во время революции служил в Москве, в маленьком храме святителя Николая в Клённиках. Он был очень привязан к своей жене, любил ее всей душой, но матушка, оставив ему несколько детей, очень рано скончалась. Он был так раздавлен горем, что даже не мог служить толком.  Как-то по делам  благотворительности в Москву приехал святой праведный Иоанн Кронштадский и, как на последнюю надежду,  на этого Великого молитвенника и праведника отец Алексий понадеялся и пришёл к нему на приём. Батюшка только посмотрел на него, как он один умел только, своими голубыми глубокими глазами и говорит: «Ты замкнулся в своём горе, оно для тебя непереносимо, ты должен взять на себя горе других, и тогда Господь тебе поможет».

И вот отец Алексий стал с вниманием и терпением относится к горю тех, кого приводил к нему Господь. Храм наполнился множеством страдающих, и в каждое сердце отец Алексий стал входить за послушание, за благословение отца Иоанна. Его горе отошло на задний план, потому что беды вокруг было столько, что его маленькая скорбь, оказавшаяся совсем небольшой, отступила. Вся его жизнь дальнейшая была распятием, распинанием с народом.

Вот нам пример. Пусть, конечно, не в таких масштабах, как это бывает у священников и епископов, у каких- то заметных людей. Может быть, не так. Но, во всяком случае, мы призваны следовать этому глаголу Христову, хотя бы уже в том, что когда кто-то рядом с нами нуждается в нас, мы его не оттолкнём, а возьмём, добровольно возьмём, от души возьмём его трудность на себя, и постараемся хоть сколько-нибудь понести.

Помните, как о распятии Христа говорится трогательно, Спаситель идёт на Голгофу и, израненный, падает под тяжестью креста. И вот находится некоторый человек Симон Киринейский, который берет крест Спасителя и доносит его до вершины. Вот очень важно нам быть таким человеком, который берет крест ближнего, просто по любви, не замыкается в себе самом, не живёт своим мирком, а открывается людям. Берет и несёт, и хоть сколько-нибудь трудится.

Если возьмёмся этому примеру следовать, то почувствуем, что иго Христово благо и бремя Его легко есть. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Святителя и Чудотворца Николая в городе Ижевске         30.09.2018

Добавить комментарий