Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!
Сегодня за божественной литургией мы слышим евангельскую притчу о сеятеле. Господь рассказывает своим ученикам: «Вышел сеятель сеять семя свое. Одно упало при дороге, и птицы его склевали. Другое — упало на камни и, не имея влаги, тут же погибло: дало росток, но засохло. Третье — упало в сорняки, они заглушили семя, так что не осталось и следа. Четвертое же — упало на добрую почву и принесло плод сторицею. Имеющий уши слышать да услышит», — говорит Господь.
Ученики стали спрашивать Его о значении сказанного. И Господь поясняет свою притчу.
Семя – слово Божье. Оно падает в сердце человека, а там одна только суета. Слово прорастает, но дьявол приходит и тут же похищает это слово, не давая ему совсем нисколько развиться.
Или вот еще бывает, когда Слово Божье падает в сердце человека, а там камень один – сожженная совесть, и оно не может прорасти.
А если попадает в сердце человека, целиком погруженного в мирскую суету, то множество помыслов и дел, как сорняки, заглушают Слово Божье.
И редко, но бывает, что Слово Божье падает на добрую почву, подготовленную, и дает плод сторицей.
Я уже очень много раз говорил об этой притче. Она часто читается в церкви. Этот текст такой знакомый, такой, кажется, ясный, но вот несколько слов скажем о том, какой должна быть наша душа. Что значит — иметь душу подготовленную, добрую почву для Слова Божьего?
Во-первых, конечно, надо сразу же из этой притчи отринуть всякое превозношение, потому что нам хочется, слыша эту притчу, делить людей на группы. «Вот этот — такой, на другого посмотришь – там точно одни сорняки, этот — с каменным сердцем и только я, конечно, с добрым сердцем».
Нужно сразу это отринуть. Потому что делить людей будем не мы. Это Бог будет делать! А нам нужно позаботиться о том, чтобы душа наша была вспаханным полем. Посмотрим внимательнее, что это значит.
Чем отличается почва необработанная и обработанная? А вот этим как раз и отличается, что она вспахана. На нее нанесены раны. Это место обработано человеком, понудившим себя на труд. Вот и наше сердце должно быть обработано. Мы должны понуждать себя к добру. Сказать это легко, а сделать трудно. Но все же возможно.
Что же значит — понуждать себя? К сожалению, мы таковы, что ждать добра самого по себе в нас не приходиться. Человеческая природа удобоприклонна ко греху. Плохое в нас легче живет, прорастает с бОльшей силой. А доброе — требует понуждения. Как часто мы об этом забываем. К сожалению, все сидим и ждем. «Вот наступит время, и у меня будет все хорошо. Вот наступит время, и я буду лучше. Само собой пройдет».
Не пройдет! Без труда внутреннего. Без понуждения себя. Без сопротивления злу не пройдет в нас зло, не пройдет у нас духовная болезнь, чтобы мы там себе ни придумывали! «Царство Божье, — как говорит Христос, — нудится», (то есть силой берется). «И нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12) Труждающиеся получают его!
Если этого труда нет, то все напрасно.
Еще плодородная почва отличается от обычной тем, что в нее внесены удобрения. Само слово «гумус» — греческое слово, которое переводится как «плодородная земля» и употребляется в евангельском тексте в этой притче, – оно от слова «смирение». Земля действительно все принимает в себя – и плевок, и навоз – все в себя принимает и, переработав это в себе, дает плод. Плод красивый и сладкий, совсем не такой на вкус, как то, что брошено в землю.
Если мы желаем быть чадами Божьими, то мы должны уметь все принять в себя: и обиды, и поношения, и какое-то непонимание, и отвержение – все должны уметь принять в себя, пережить в самом себе, и отдать миру доброе.
И вот если так будем, понуждая себя к добру, принимать все, что дает нам Бог, и, понуждая себя, множить добро вокруг себя, тогда наша душа готова, тогда Слово Божье прорастет в ней и даст плод сторицею, плод вечной жизни, плод спасения души, плод, который будет залогом того, что Господь нас узнает, примет как своих чад в своем Небесном царствии. Аминь.
Священник Георгий Харин
Храм Святителя и Чудотворца Николая в городе Ижевске
28.10.2018