Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышим евангельский отрывок об исцелении согбенной женщины. Апостол — евангелист Лука рассказывает о том, как Господь учил в синагоге,  и туда в день субботний пришла женщина, которая страдала 18 лет параличом. Она была согбенна. Господь после своей проповеди подозвал ее к себе, возложил на нее руки, и она выпрямилась тотчас и стала благодарить Бога, совершившего такое чудо.

Начальник синагоги —  раввин стал говорить, обращаясь к народу: «Зачем вы приходите для исцеления в субботу?  Есть шесть дней. В эти дни и приходите. В субботу же недостойно ничего делать».  Он напомнил Заповедь о субботе. Господь, обращаясь к нему, говорит: «Лицемер, разве мы не кормим свой домашний скот в субботу?  Скот же не различает дней недели. В субботу тоже запросит пить и есть. Разве мы не делаем так? Разве эта женщина, которую связал сатана, не лучше скота?».

«И все противящиеся ему, — говорит евангелист, — стыдились, а пришедшие прославляли Бога за те блага, которые происходили от Христа». Вот такое евангельское чтение.

Этот евангельский отрывок перед нами ставит одну из самых серьезных проблем, потому что напоминает нам о страсти, которую мы часто не замечаем, но которая подчас определяет всю суть нашей жизни, нашего общения с окружающими. Речь идёт о лицемерии.

Господь, обращаясь к этому человеку, к раввину, говорит: «Лицемер, как ты можешь так говорить?». И вот о лицемерии я хотел сегодня сказать. Эта страсть очень опасна, потому что само слово  «лицемерие» происходит от слов «измерять лицо». То есть сначала мы смотрим на того, кто перед нами. И если  мы желаем получить что-то от этого человека, то начинаем выстраивать с ним некую модель отношений, притворяясь, лукавя, неискренне общаясь с ним.

Измерили лицо — ага, лицо солидное. Надо, пожалуй, мне смиряться. Измерили лицо. Ох, незначительное. Тогда получай по всей «любви». И так каждый раз. Чем опасна страсть лицемерия? Лицемерие происходит из себялюбия. Мы так любим зону психологического комфорта, в которой находимся, что очень боимся нарушить этот кокон, который мы выстраиваем вокруг себя, чтобы нам легче жить. Мы так боимся выйти за пределы этой цисты, этого кокона, что всякого человека,  который приближается к нам, испытываем — нарушит он наше бытие или нет? И если эта опасность велика  — нарушить наш комфорт, то мы от такого человека отстраняемся, создавая видимость отношений. Это и есть лицемерие.

Мы ближнего, то есть всякого человека, которого Бог послал нам в этот момент нашей жизни, удаляем от себя. Это может быть не в физическом смысле, он может рядом находится, но мы лицемерно отдаляем, психологически, духовно, душевно.  Чем же это опасно? А вот чем: себялюбие способно пожирать всю душу человека. Сегодня ты не назвал грех грехом, когда это требовалось по-честному. Сегодня ты притворился любящим, а завтра ты уже не сможешь этого сделать, потому что ты пошёл на компромисс с совестью.

Ты сломал свою волю сопротивления греху, сломал волю к борьбе со страстью. Ты сломил ее в себе и теперь ее уже и нет, этой воли. Теперь бы человек рад  отказаться — не получается, потому что всякий обман, а лицемерие — это обман,  рождает новый обман. А этот обман рождает ещё больший. Страсть постепенно сковывает нас цепью лицемерных поступков.

Скованные страстью лицемерия,  в этом себялюбии мы уже не можем отличить в себе, где я сам, а где выдуманный герой, который живет вместо меня. И вот в таком страшном положении мы очень часто находимся и перед Богом.

Бог видит нас такими, какие мы есть —  не такими, какими мы притворяемся, не такими, какими бы мы хотели быть, а такими, какие мы есть во всей наготе, во всей полноте нашего недостоинства и несовершенства. Вся опасность лицемерия, привычки к нему заключается в том, что мы и с Богом пытаемся лицемерить. Встаём перед ним и начинаем хвастаться своими добродетелями. Встаём перед ним и начинаем лицемерить, прося не того, что нам действительно нужно. Мы будто разучаемся жить правдиво. И лицемерим, и лицемерим, и лицемерим…

И вот сегодня, глядя на этот случай с согбенной женщиной, каждый из нас призван определится с той партией, к которой мы должны принадлежать. Там, в этом евангельском отрывке, все слушающие и видевшие это исцеление, разделяются на две части, об одних сказано: «и стыдились, а вторые же радовались от происходящего». И вот мы должны определиться —  где в этой картине мы сами?  Мы радуемся тому, что Господь нас учит? Или стыдимся?  Или это о нас сказано – лицемеры?

И второй урок сегодняшнего чтения. Тоже очень важный. Господь Иисус Христос учит нас самого себя, свои собственные интересы ставить ниже интересов ближнего. Господь знает, что Его сейчас осудят. Он знает, что Его будут ругать, поносить, не поймут Его поступка. Но он видит, как мучается эта несчастная. Он берет на себя ответственность поступить по правде Божией. А не по себялюбию.

Он мог, конечно, чтобы не вызывать лишних толков, чтобы не вызывать на себя огонь ревности раввинов, подозвать эту согбенную женщину тихонечко: «Слушай, подожди, сейчас после службы разойдётся народ  и я тебя исцелю». Но Он сделал это публично, показывая, что свой интерес нужно ставить ниже интересов ближнего. Отказываясь от себялюбия мы можем идти по пути совершенства, которому нет предела, о котором сказано: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершен есть». Аминь!

Священник Георгий Харин      9.12.2018

Свято-Никольский храм в городе Ижевске

Добавить комментарий