Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с Вами притчу о безумном богаче. Господь Иисус Христос рассказывает о человеке, собравшем  богатый урожай. Посмотрев на плоды своих трудов, он сказал самому себе: «У меня теперь  всего много, так много, что не знаю, куда это положить, где сохранить, поэтому я снесу мои прежние житницы — амбары, построю новые, засыплю туда этот урожай и скажу себе: « Ну, вот, наконец-то, душа моя, веселись! Всего у тебя много!  Ешь, живи и радуйся, одним словом».  В этот момент Бог говорит этому человеку: «Безумный. В эту же ночь ты умрешь».  Господь подводит итог притче: «Так будет с каждым, кто не в Бога богатеет».

О чем эта притча Христова? В чем безумие этого человека? Ведь если посмотреть житейски, ничего особенного он не делает. Что он плохого сказал или сделал?  Он трудился, получил большой урожай. Его надо сохранить. Помните,  мы с вами  рыли кессоны в прежние времена? Картошку в подвалах хранили в 90-е годы? Помните?

Безумие богача не в урожае, конечно. И, только на первый взгляд, его деяния такие уж безоблачные, такие уж безобидные.

Когда богач говорит об урожае, он  называет его своим. Он говорит: «Вот теперь у меня урожай большой и сложу свое». И вот это бросилось мне в глаза с особой силой. Ведь всё, что дает нам земля, всё, что дают нам обстоятельства нашей жизни, —  это, на самом деле,  Божье Даяние. Всё, что мы имеем в этой жизни,  –  богатство или бедность, дом, близких, день сам, саму жизнь – это Божий дар!

По большому счету, никто не может сказать о чем-то в мире: «Это —  мое», потому что мы приходим в мир голыми, ничего своего не имея!  Мы в жизни пытаемся как-то перераспределить то, что в мире есть, в свою пользу, но ведь очень ненадолго, потому что ничего мы с собой не заберем. Говорить  – «это мое», на самом деле,  — неправильно.

В лучшем случае, мы можем сказать о чем-то: «Бог мне дал, я теперь распределяю это, я теперь за это отвечаю перед Богом».
Мы же прилепляемся к  собственности всей душой. Это безумие. Придет время, и нам придется с этим расстаться. Уже в этой жизни придется расстаться с очень многим. Предприниматели  очень хорошо знают, что чуть только ослабнет хватка, чуть-чуть зазевался и всё — ты уже не на коне. Уже всё перераспределено в другую пользу.

И еще один есть один, наиболее страшный, мне кажется, момент, о котором я хотел бы сказать особенно.

Бог говорит человеку о безумии в тот момент, когда человек начал строить планы. Вот богач видит это богатство, которое ему дала земля, и начинает говорить себе: «Вот теперь у меня всего много. Заживу.  Теперь можно мне не работать, у меня все есть».  В этот момент Господь обращается к нему: «Безумец, ты же умрешь».

Очень часто мы, подобно этому безумному богачу,  начинаем строить планы. Мы так этим увлекаемся, что выпускаем самое главное – настоящее. Мы все время живём будущим. Все время  хотим подготовить свое будущее, чтобы оно было безоблачным, чтобы оно было как у этого богача – ешь, пей, веселись, вечной жизни нет, ура! Нет, ничего мне не нужно больше, все у меня есть!

Мы все время живем еще не наступившим. Прошлое у нас уже ушло, и будущего нет, а мы всё туда куда-то вперед смотрим и всё хотим соломки постелить. А настоящее уходит! Сама жизнь уходит. Время пролетает очень-очень быстро, а мы всё живём начерно: «Вот наступит время, вот тогда и поживём. Всё потом. Не сейчас».  А тем временем уходят близкие люди, тем временем уходит молодость, тем временем мы не замечаем, как обижаем того, кто рядом. Приходит в конце жизни разочарование к человеку  – это  понимание своего безумия: «Я всё чего-то хотел, нёсся,  строил, занимал, предавал, передавал… все делал  и ничего не стяжал».

Из сегодняшнего евангелия пусть каждый их нас вынесет мысль о  ценности времени, ценности сегодняшнего момента. Мы должны помнить, что все наши планы в сравнении с замыслом Божиим – безумие. Они ничего не значат. Они ничего в себе не содержат — только мысли, только наши предположения – не более того.

Отавим пустое планирование. Заметим сегодняшний день. Заметим сегодняшнюю нужду духовную. Не будем откладывать своей духовной, настоящей жизни на будущее. Займемся этим теперь. У отца Иоанна Кронштадтского была замечательная поговорка – он любил повторять, когда проводил общую исповедь, призывая народ к покаянию: «Се начах», то есть по-русски: «Вот я начал». Пусть каждый, выслушав сегодня о безумном богаче, скажет это себе: «Вот я начал —  начал меняться, начал быть другим, начал поститься, начал готовиться к встрече Рождества Христова, начал что-то новое, лучшее в своей жизни».  Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Святителя и Чудотворца Николая в городе Ижевске

2 декабря 2018 года

 

Добавить комментарий