Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня совершенно особенный праздник – праздник Встречи, Сретение Господне. Это праздник Встречи  Ветхого и Нового завета. Это праздник нашей личной встречи с Богом.

Сегодняшнее евангелие рассказывает нам о том, как родители Христовы – Его Пречистая Матерь и Его названный отец, исполняя Ветхозаветный закон, принесли Своего Божественного Сына в храм, чтобы отдать за него благодарственную жертву.

Мы с вами помним, как Священное Писание Ветхого завета рассказывает о спасении иудейского народа. Он был выведен из Египта, из рабства фараона дорогой ценой – ценой крови всех первенцев египетских. Это была высокая цена, и Бог дал закон – всякий первенец в народе израильском будет принадлежать отныне не народу, а Богу.

Младенец Иисус  — первенец. Для того, чтобы оставить Его в семье, нужно принести за Него жертву, что и сделали благочестивые родители. Они приносят горлиц – эту жертву умилостивительную за младенца Иисуса.

Его встречает Симеон Богоприимец и говорит Ему очень странные слова: «Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

И еще Анна-пророчица тоже прославляет пришествие Христово.

Перед нами величественная картина встречи с Богом, встречи не только ветхозаветного праведника, но и встречи всего ветхого человечества с Богомладенцем Христом.

Что важного в сегодняшнем евангелии? Каждый персонаж представляет как бы отдельную добродетель. В первую очередь, конечно, Матерь Божия. Она образ невероятной чистоты и смирения перед Богом, перед Его действием в жизни. Ее можно назвать сосредоточением доверия промыслу Божию.

Святой Иосиф Обручник – образец праведной жизни.

Симеон Боприимец – это образ человека, ищущего Бога от ума и идущего к сердцу. Дело все в том, что Симеон Богоприимец,  по преданию, был одним из тех старцев, которые писали Священное Писание для царя Птолемея II Филадельфа ( 285-246 гг. до Рождества Христова). Был такой правитель Египта  в эпоху Александра Македонского. Он решил собрать все мифы, сказки своего царства в огромную Александрийскую библиотеку и повелел записать, в том числе,  и священные тексты еврейского народа, для чего и собрались семьдесят толковников, которые знали их наизусть. Но проблема заключалась в том, что написать их надо было по-гречески – на языке науки того времени, а тексты хранились в еврейском варианте. И вот Симеон, будучи одним из этих святых старцев – толковников, составляя текст послания пророка Исайи, засомневался внутри себя. У Исайи есть текст такой: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Симеон засомневался, какое слово он должен поставить в греческом тексте. Древние языки очень точные, и в еврейском языке  слова «дева» и «молодая женщина» по-разному звучат. Также и в греческом языке. Он засомневался:  как  это может дева принять во чреве. Так не бывает в жизни. И в тот момент, когда он уже решился написать «молодая женщина», ангел Господень остановил его руку и сказал: «Нет, ты сам увидишь теперь, как сбывается Слово Божье». И вот он ждал, когда же сбудется то, что ему было открыто. Ждать ему пришлось очень долго – по преданию он прожил 360 лет.

Это образ того, как человек от сомневающегося ума приходит постепенно к Богу, к духовному пониманию присутствия Божьего в жизни.

И вот еще перед нами один человек на сегодняшней иконе –  Пророчица Анна.О ней только сказано одно – что она много лет была при храме и  трудилась постом и молитвой.

Все эти образы показывают нам пути к Спасению. Очень разные пути. Один – чистота сердца. Другой – доверие к Богу. Третий  – через сомнение, через духовную борьбу с собой ( речь о Симеоне). И, наконец, еще и четвертый путь нам дан – путь воздержания,  молитвы,   труда в церкви Божьей.  Каждый из нас,  глядя на икону Сретения, может теперь выбрать для себя Свой путь.

Но самое важное из сегодняшнего праздника – это то, что мы призваны вынести стремление к встрече с Богом. Если этой встречи не происходит,  если мы ходим в церковь, но не встречаем Бога внутри самого себя, то все, что мы делаем, —  напрасно. Мы не движемся по пути к Спасению.

В духовной жизни надо помнить этот непреложный закон: если ты не движешься вперед, если ты не преуспеваешь в добродетели, то тебя откидывает назад с каждым днем твоей жизни. Нельзя остановиться, замереть и остаться святым и праведным, каким ты был в момент Крещения или в момент Причастия. Нужно и дальше бороться, чтобы идти путем, который тебе открыт: путем ли чистоты, как Матерь Божия,  путем ли праведной жизни Иосифа Обручника, путем ли  духовного напряжения, как Сименон, путем ли поста и молитвы, как Пророчица Анна .

Одним словом, все нам дано. От нас требуется движение, внутреннее соизволенье , верность делу Спасения. Если  хоть сколько-нибудь будем понуждать себя идти по любому из избранных путей, если только возьмемся за это, то тогда на нашем пути, как это было с Симеоном, встретится Христос. И мы, потрудившись, сможем ему сказать: «Вот теперь я потрудился, теперь ты меня отпускаешь: отпускаешь мои грехи, мои вины, мое недостоинство. Ты отпускаешь, чтобы упокоить меня  в селениях праведных, в Царствии Небесном».  Аминь.

Священник Георгий Харин

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в Ижевске

15.02.2019

Добавить комментарий