Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами особенный евангельский отрывок – притчу о мытаре и фарисее. Эта притча читается сегодня с тем, чтобы начать готовить нас к наступлению Великого поста. Приближается это спасительное время, и мы призваны войти в пост с особенным настроением и духовными целями. Чтобы эту цель прояснить, чтобы нам стало понятно,  в чем смысл наступающего поста, церковь полагает перед нашим взором притчу о мытаре и фарисее.

Притча эта очень ясная. Ее можно пересказать в двух словах. Христос рассказывает о том, как зашли два человека в церковь помолиться. Один из них  — фарисей, а другой  — мытарь.

Фарисеи  — это религиозная партия в древнем Израиле. «Фарисеи»  — от еврейского слова «очищенные», то есть «чистые», «святые».  Это, кстати сказать, самоназвание,  то есть они сами так себя называли.  Стараясь соблюдать все, что предписывается Законом Моисея,  они выполняли многочисленные правила и обряды, которые были навязаны еврейскому народу раввинами и учителями. Мытарь – антипод фарисею, сборщик податей в пользу римских оккупантов.

Поэтому мытарь и фарисей – это два полюса духовной жизни. Один всё соблюдает. Другой всё нарушил. И вот два таковых человека входят в церковь помолиться.  Христос подчеркивает, что мытарь не смел войти внутрь глубоко, а фарисей прошел вперед и стал молиться так: «Благодарю Тебя, Господи, что я не как другие люди, я заповеди исполняю, исполняю церковные предписания, пощусь, отдаю десятину на добрые дела. И вот хорошо, что я такой, а не как этот мытарь, который стоит там у входа». Может быть, они даже столкнулись в дверях?

Мытарь же стоял  у самого входа в храм и не смел поднять свои очи на небо и только молился: «Боже, милостив буди мне, грешнику».  Подводя итог сказанному, Христос говорит: «Мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей».  И, как будто говоря на будущее, напоминает: «Кто сам себя превозносит, тот вынужден будет смириться. Тот же, кто смиряется, того Бог превознесёт».

Когда говорят проповеди на тему о мытаре и фарисее, обычно говорят о лицемерии, потому что фарисей – это нарицательное имя лицемерного человека. Но обратим внимание на то, что духовное состояние человека Бог оценивает не по делам даже, не по внешнему виду, не по количеству совершенных обрядов, а по качеству молитвы. Вообще, молитва является лакмусовой бумажкой нашей духовной жизни, по которой мы можем судить о том, что внутри нас происходит:  как нам понять, правильной ли духовной жизнью мы живем? Правильно ли развиваемся? Движемся ли мы в Царствие Небесное? Об этом можно судить по качеству нашей молитвы.

Как же сравниваются два персонажа из притчи?  По какому признаку? По делам?  Мы их не видим. Фарисей в самом деле делает то, о чем говорит? Или только говорит об этом? Мытарь – так ли он ужасен, как мы его себе представляем? Неизвестно. В притче об этом не сказано. Если бы Христос сказал о том, что этот мытарь  был негодный человек,  всех измучил налогами, то это   уточнение сказало бы о делах. Но в притче сказано  только о молитве этих двух человек, в которой  раскрывается их внутреннее состояние, так же, как в  нашей молитве раскрывается духовное состояние каждого из нас.

В преддверии  святого времени Великого поста мы должны обратиться к этой важной христианской части нашей духовной жизни. Мытарь центром своей молитвы поставил Бога, а фарисей — самого себя. Фарисей благодарит Создателя за то, что он — не как другие. Он вроде бы и к Богу обращается,  но предметом его молитвы остается он сам – фарисей, его добрые дела и намерения. Мытарь же все земное оставил. Он не говорит Богу ни о своих делах, ни о себе даже, а он Его только об одном просит: «Милостив буди мне, потому что Ты  знаешь, каков я есть».

Никакие не требуются уточнения для Бога,  Который видит всё,  и поэтому мытарь только об одном просит – о милости.

Посмотрим на молитву двух евангельских персонажей и спросим себя: «Какова моя молитва? Есть ли она у меня? Что является ее предметом?». Может быть, мы молимся только о земном? Никак не можем от земли оторваться и  переживаем и в храме, и на домашней молитве только о земных делах? Может быть, мы о духовном задумались? Может быть, мы не можем от самих себя никак оторвать взгляда?  Никак не можем перевести свои духовные очи на Бога? И вот эти вопросы теперь очень важно себе задать в преддверии Великого поста.

Предстоящий пост должен стать для нас школой молитвы, школой духовного возрастания в ней. За пост мы должны научиться молиться. Это грандиозный план, конечно. Я отдаю себе отчет, как это трудно сделать, ведь молитва  тогда только достигает престола Божия, когда она внимательна, а мы так не умеем сосредоточиться, нам скучно на службе, мы не можем сосредоточить своего внутреннего мира. Мы не можем применить к себе усилие, чтобы внимательно слушать то, что читают и поют в храме, внимательно следить за своими мыслями, чтобы они не расползались во все стороны. Мы не умеем сосредоточиться даже на своих собственных личных проблемах — куда-то убегаем взором, начинаем думать о моде, о погоде, о стоящих рядом и так далее. А невнимательная молитва – бесплодна. Бог не внимает тому,  чему сам ты не внимаешь.

Молитва должна быть благоговейной, потому что ты стоишь перед Тем, Кто больше всего, Кто выше всего,  Кто неизмеримо больше всей вселенной.

Наконец, третье важнейшее свойство молитвы – это искренность. Мы можем сколько угодно повторять чужие святые слова, мы можем бить себя в грудь с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», но если в этот текст не вложено собственное ощущение греховности, если не вложено личного переживания величия Божьего, то все напрасно.  Все это просто текст, просто гимн,  просто буквы. Это еще не стало молитвой.

Задумаемся сегодня, сейчас, в эту неделю о мытаре и фарисее – как мы молимся?  Молимся ли мы? И если нам есть что ответить на этот вопрос, если есть, где посовершенствовать свою молитву,  то вот время благоприятно. Положим теперь начало искреннему молению о спасении своей души и ближних наших. Аминь.

Священник Георгий Харин

Храм Великомученика и Победоносца Георгия в городе Ижевске

17 февраля 2019 года

Добавить комментарий