Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами евангельский отрывок – притчу Христову о блудном сыне. Эта притча стоит в ряду чтений, подготовительных к Великому посту. Церковь Христова как заботливая мать готовит нас к встрече Великого поста, чтобы мы это поприще прошли с пользою души , с внутренним ростом.

Это будет невозможно,  если мы не получим прежде поста правильного духовного устроения,  и поэтому именно перед Великим постом несколько воскресений Церковь Христова ставит перед нашим молитвенным взором те евангельские отрывки, которые имеют особенное духовное  значение.

Несколько воскресений назад мы читали о слепом Вартимее, который, несмотря на то, что ему запрещали, кричал: «Исцели меня, Господи, Сыне Давидов!  Помилуй меня!».

В позапрошлое воскресенье мы вспоминали с вами о Закхее, который потрудился для того, чтобы Бог вошел в его жизнь.

А в прошлое —  вспоминали о мытаре и фарисее,  о том, что духовная жизнь должна быть устроена не внешним, а внутренним чувством.

И вот теперь перед нами Притча о блудном сыне. Такая, кажется, ясная, и, одновременно, безмерно глубокая.

Христос рассказывает о некоем человеке. У него было два сына. Младший сын пришел к отцу и стал просить наследства. В евангелии это звучит так просто,  но как это страшно, на самом деле.  Он как бы говорит: «Я не могу больше ждать, когда ты умрешь, я хочу жить теперь. Дай мне, что мне положено и живи себе сам. Мне в общем всё равно: есть ты или нет, главное, что бы ты дал мне то,  что я хочу получить!».  Получив от отца всё, что ему полагается, он уходит на сторону далече и там живет блудно. Когда деньги закончились, то друзья ушли. Он остался один на один со своим горем,  всеми оставленный. А еще в той стране случился голод.  И вот этот причетный блудный сын пасет свиней. А что значит для иудея пасти свиней? Это худшее занятие. Это все равно, что сказать, что он пал так низко, что дальше уже некуда. Но и это ещё не все!  Он стал так лишаться, что пробовал есть со свиньями, но ему запретили.

Тогда он  опомнился и решил в себе: «Пойду к моему отцу. Теперь я уже не могу быть ему сыном, но хотя бы работником, рабом он может взять меня, потому что рабы моего отца живут лучше, чем я теперь». И решив так, он пошел, заготовив речь: «Согрешил я на небо и перед тобою».   Отец, увидев его и почти не слушая заготовленную речь,  бросается ему на  шею и говорит слугам: «Дайте ему первую одежду» ( не лучшую,  а именно первую, то есть ту самую, в которой он был когда-то в этом доме). «Дайте ему ту одежду, к которой он привык, в которой он уже жил, и дайте ему перстень». ( перстень – это фактически подпись,  оттиск, которым можно подтвердить свое согласие,  волеизъявление).  «Дайте ему перстень, чтобы он мог теперь от моего отцовского имени распоряжаться имением, как это было прежде».

С такой радостью это делает отец, что тотчас устраивает пир. Приходит старший сын и ропщет. Он не хочет войти в эту радость своего вернувшегося брата и начинает укорять отца: «Вот этот твой сын пришел, и ты устроил ему радость, а мне, когда я с друзьями отдыхаю, и малого не хочешь дать».  И как бы заканчивая эту притчу, причетный отец говорит: «Все мое и так твое. Ты всегда со мной. А этот был мертв и ожил. Это большая  радость».

Эта притча Христова ставит множество духовных важных вопросов, которые именно теперь, перед Великим постом мы должны в себе решить.

Первое, что я хотел бы донести до всех нас, в том числе, и в свое сердце вложить, – это притча очень трогательная по глубине своей надежды. Младший сын поступает самым гадким образом: всё получает от отца и уходит равнодушный к его судьбе и изживает это, как попало. Не так ли и мы поступаем?  Мы получаем от Бога всё: саму жизнь, таланты, ум, слово, работу, близких, смысл всего этого, — и отходим, и живем «на стороне далече»:  в страстях, в блуде, в превозношении, в хамстве,  — живем и даже не думаем, что когда-то наступит время и «в стране нашей»  —  я имею в виду духовную сторону  —  наступит лишение и нам надо будет вернуться к Отцу. Иначе погибнем просто.

Эта притча должна нас вдохновлять, потому что, как бы глубоко ни было наше падение, как бы низко  мы ни поступили, что бы мы ни сделали досадительного Богу, все-таки у нас есть надежда. Важно прийти в себя, как это сделал блудный сын, и все-таки хоть сколько-нибудь пойти к Отцу. Это первое и самое важное из сегодняшней притчи.

Но есть в сегодняшнем рассказе Христа несколько оттенков, которые тоже имеют для нас большой смысл.

Второе, о чем хочется сказать, – это о том, что Покаяние возвращает нас в прежнюю любовь Божию. Бог прощает нам все и сразу. Он не таит злобу в Своей душе. Он не хранит в Себе обиды на нас. Он тотчас обнимает нас всей любовью и дает нам, —  если покаяние наше искреннее,  —  дает нам первую одежду. Именно поэтому  Покаяние называют Вторым Крещением.  Каждый из нас когда-то облекся во Христа в святой купели,  в таинстве Крещения.   Мы эту благодать растеряли, прожив блудно. И вот теперь перед нами поприще  Великого поста, когда мы должны прийти, как блудный сын, к Отцу,  вернуться — с тем, чтобы он дал нам первую одежду, снова облек нас в крещальные ризы Пасхи, чтобы мы в белых ризах в Пасхальную ночь вернулись бы в купель Крещения и стали бы жить «снова да ладом», как говорит наш мудрый народ, снова и по-нормальному, по-хорошему, по-Божьи.

И еще одно. Перед нами три человека. Отец и два его сына. Один —  грешник, он возвращается к отцу, и отец прощает его всем отцовским сердцем. Второй — вроде бы праведник: и живет с отцом, и работает ему, (раб – от слова «работать»). Он всегда был рабом отцовым, всегда был рядом. Но, когда приходит его брат, он его не принимает. Отец, главное, принимает, а этот – нет!  И как бы отвергает братство с ним.  Он  говорит: «Этот твой сын вернулся». Не говорит: «Это мой брат…». И это очень важный момент.

К сожалению, очень часто мы не можем простить. Мы не можем поступить, как отец. Мы поступаем именно так, как этот старший брат из притчи. Мы видим грешника и  не можем его простить. Его грех становится как бы между нами. Нам показан пример настоящего великодушия. Отец показывает этот пример. Он не ставит младшему сыну в вину ничего. Он не говорит ему: «Как же ты мог?! Как ты еще смел вернуться?!  С  бестыжими шарами пришел тут?!» Ничего этого он не делает. Он не укоряет его нисколько. Он просто его принимает и дает первую одежду, потому что он знает:  для того, чтобы так сделать, нужно пройти через  стыд, через сомнения, через недоверие – пройти, смириться, понадеяться, покаяться. Отец это знает, может быть, и по своему опыту, по опыту жизни, и поэтому он не укоряет, а тотчас принимает.

И вот положим себе теперь, что в предстоящее поприще Великого поста, мы научимся с вами каяться, смиряться, придем в себя и научимся прощать ближнему, прощать великодушно, как это делает отец, не укоряя, не отделяя себя от кающегося.  Не ожидая  каких-то слов,  будем первыми, подобно отцу из притчи, бросаться на шею тому, кто искренне пришел к нам. И тогда Бог будет среди нас. Аминь.

Священник Георгий Харин

24.02.2019   храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Добавить комментарий