Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим Притчу о милосердном самарянине. Вот отрывок из Евангелия, в котором апостол-евангелист Лука рассказывает о том, как однажды ко Христу подошел некий законник, раввин, законоучитель и стал спрашивать его: «Господи, какая из заповедей бОльшая?».

Больше 600 заповедей насчитывалось у иудеев, порой они противоречили друг другу, поэтому  какую соблюдать, а какую не соблюдать  —  это был серьезный вопрос для книжников того времени.

Господь, отвечая, выводит разговор на совершенно иные вещи, как всегда Он делает. Он говорит о сердцевине отношений человека с Богом. Он говорит о любви : «В законе что написано? Как ты читаешь?».  Специалист закона начинает перечислять заповеди и сам тотчас выходит на ответ: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Вопрос о ближнем. У людей того времени сложилось преставление о ближнем как об единоверце и соплеменнике. Считалось, что ближний — это иудей и еврей, а все остальные  — дальние и с ними могут быть даже совсем и нечеловеческие отношения. Законник спрашивает: « А кто есть ближний мой?». И вместо ответа Христос рассказывает притчу.

Некий человек пошел из Иерусалима в Иерихон, на него напали разбойники и оставили его едва живого. Прошел мимо священник, увидев мертвеца. Прошел мимо левит. (Левит — это тоже служитель храма, младший, как бы дьякон).

Вот здесь надо сделать паузу и рассказать, кто такие самаряне. Самаряне  — тоже евреи. Но  они вышли из египетского плена зараженные египетским религиозным релятивизмом, то есть они не только своему Богу молились, но и других богов тоже признавали. Они не так строго соблюдали еврейский закон, не ходили в храм, а ходили молиться на свою гору Гаризим. Иудеи считали их не просто отступниками, самаряне считались чем-то нечистым настолько, что ни есть, ни пить, ни жить, ни общаться с ними никак не дозволялось. Хуже собаки. И вот  этот, кто хуже собаки, подходит к иудею и оказывает ему первую помощь. Он  перевозит его в гостиницу,  платит за содержание и уход. Он  обещает восполнить любые траты, когда будет возвращаться.

Подводя итог сказанному, Христос спрашивает у законника: «Как ты думаешь, кто же стал ближним этому человеку?». «Тот, кто сотворил милость ему», — отвечает законник. «Вот и ты, иди и делай так же».

О чем эта притча? Эта квинтэссенция отношения христианина к ближнему. Этот отрывок настолько  важен, что Церковь положила его за обычай читать во время соборования, первым, чтобы напомнить христианину, как он должен относиться к тому, кто рядом.

Сегодняшний отрывок ставит перед нами проблему, которая есть у всех нас. Эта проблема заключается в том, что всех людей в мире мы делим на две части: мой ближний и некоторые люди. И принцип деления у нас, к сожалению, у всех одинаковый. Есть люди, которые делают, как я хочу. А есть люди, которые не делают, как я хочу. И вот первые мне близки, а вторые совсем даже нет.

И когда мы делим людей по такому принципу, мир  вокруг нас сужается невероятно. Те, кто по какой-то причине не сделали так, как мы думаем, так, как мы хотим, так, как нам бы понравилось, они вдруг делаются  нам не только не ближними, а даже врагами. Христос же в Евангелии нам демонстрирует совершенно иное отношение к тому, кто рядом и совершенно иной принцип деления людей.

Самарянин совершил заповедь Божию, может быть, сам этого не сознавая. А почему священник и левит проходят мимо? Неужели они так жестокосердны? Нет, дело не в этом. Дело в том, что закон запрещал прикосновение к мертвому телу, священник и левит боятся оскверниться. А самарянин был свободен от предрассудков, он не делил людей на хороших и плохих, на правильных и неправильных, на тех, кто делает, как мне хочется или не делает  —  он взял и сделал главное дело  — помог человеку. Это пример всем нам.

Христос предлагает не делить людей на хороших и плохих, на тех, кто мне нравится или не нравится. Он предлагает помогать тому, кто в этот момент  нуждается, потому что это и есть твой ближний. Если мы перестанем брать на себя Суд Божий,  наша жизнь  в значительной степени измениться.

Очень часто на исповеди приходится слышать: «Вот тот мне  сказал то-то и то-то  — он мне враг, а этот мне сделал то-то и то-то… я не могу найти общего языка с родителями… не могу найти общего языка с детьми…». Начинаешь  спрашивать: «А почему?».

«А вот они не делают то-то и то-то…».  А с чего они должны поступать так, как тебе хочется? Ты разве центр вселенной? Разве ты пифия на треножнике, которая все знает?

Христос предлагает в какой-то момент нашей жизни, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с проблемами ближнего, перестать считать себя центром вселенной, развернуться лицом к тому, кто рядом и всей душой откликнуться на чужую боль.

Сегодняшняя притча пусть будет положена нами в центр жизни, потому что Христос очень строго и страшно говорит в конце: «Иди и твори».  Как? Да вот так же. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Св. Георгия в Ижевске

24.11.2019

Добавить комментарий