В раннехристианской церкви праздник Богоявления (Теофания) был воспоминанием не только Рождества Христова, но и Крещения Господня. Этот некогда единый праздник в эпоху Вселенских Соборов был разделен на два торжества.  Дни, которые связывают эти два праздника – Рождество и Крещение, — называются святками, святыми днями.  Они являются как бы одним большим праздником, воспоминанием  вхождения Бога в мир.

В воскресение между Рождеством и Богоявлением за Божественной литургией читается евангельский отрывок, который рассказывает о Вифлеемских мучениках.

Мы слышали с вами много раз этот рассказ евангелиста Матфея о том, как царь Ирод узнал о том, что родился царь Иудейский. Ему было открыто место, но не было известно,  кто этот человечек.  Ирод повелел убить всех младенцев города Вифлеема и его окрестностей, меньше двух лет возрастом. Глас в Раме слышенплач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешитьсяибо их нет  ( Мф.2:18).

Действительно, мы можем представить себе, какой плач, какое рыдание было во всем Вифлееме, когда всех детей этого города и его окрестностей убили в несколько дней.

Иосиф вместе с Марией чудесным образом были избавлены от этой беды: ангел Господень возвещает им об опасности и они скрываются в Египте, а после гибели Ирода возвращаются в Израиль и селятся в городе Назарете.

Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф.2:23).

Вот такое евангельское чтение мы слышали сегодня за литургией. Что важного современный слушатель-читатель евангелия может вынести для себя из этого отрывка? Перед нами как бы два образа –человека, верящего в Бога, и человека, верящего в самого себя.

Верящий в Бога – это Иосиф, который доверяет действию Божию в своей жизни, а верящий в себя – это Ирод, который верит в свою власть, в свои возможности. Мы видим, насколько по-разному складывается судьба этих людей. Вообще, образ царя Ирода, несмотря на то, что он стал таким легендарным и даже нарицательным, это образ для нашего современного мира как нельзя более актуальный.

Наше время – время всевозможных фобий. Чего только мы не боимся, например,  онкофобия теперь распространена и много всего. Человек боится потерять здоровье, власть и деньги. Чего только не боится современный человек! И страхи эти так отравляют жизнь, что не остается ничего, потому что все заполняет только один страх. Человек боится каждого укола внутри самого себя: «Все, теперь конец мне, смерть мне». Вся его жизнь – страх. Он соду пьет и перекись по венам пускает, чтоб только не умереть, чтоб только не потерять здоровье. Какой только чуши и ерунды не делает бедный человек. Поистине, это Ирод, он тоже очень боялся потерять власть и готов был на любые жертвы, на любые ужасы, чтобы только сохранить себя в величии и славе. Принести в жертву детей? Пожалуйста. По церковному преданию, четырнадцать тысяч человек, маленьких человечков было принесено в жертву этой властофобии царя Ирода.

Совсем другой образ, как бы противоположный ему, – праведный Иосиф. Он доверяет Богу, который действует в его жизни. Он верит  в то, что промысел Божий действует ко благу, значит, ничего плохого с ним не совершится, какими бы трудными не казались ему обстоятельства жизни.

Мы теперь стоим перед этим нравственным выбором. Перед этим духовным ориентиром. Во что мы верим?  Верим в себя, во врачей, свое несокрушимое здоровье, в деньги, которые себе стяжали, в имущество, в человека?

Или мы верим в Бога, Который руководит нами, Который заботится о нас, Который выстраивает обстоятельства нашей жизни спасительным образом, так, чтобы нам не только в нашем земном пути иметь благо, но и в жизни вечной стяжать себе жизнь с Богом. Подумаем об этом и, глядя на икону Рождества Христова, мы должны помнить слова Христа о том, что Он принес не только мир, но меч, который разделяет верующих и неверующих, который разделяет тех, кто верит в себя и тех, кто верит в Бога.

Спросим себя по-честному. Если мы верим только в самих себя и не верим в десницу Божию, действующую в нашей жизни, то вот нам пример – царь Ирод, и как бы он ни хотел остаться у власти, и какую бы жертву он ни принес, конец его был печален. Избежим этого конца, избежим этой печали и не только в этой, но и в вечной жизни. Аминь!

Священник Георгий Харин

Храм Св.Георгия в Ижевске

12 января 2020 года

Добавить комментарий