Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Рассмотрим икону Рождества Христова.  Услышим молитву ангельскую «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Мы увидим, как  пастухи, водимые ангелами, приходят,  чтобы поклониться младенцу Христу в пещере. Затем волхвы, ведомые звездою, также приходят и приносят дары – золото, ливан и смирну —  и уходят другим путем, чтобы не выдать место, где родился Богомладенец Христос. Здесь же, в этой величественной картине, Ирод, который дает бесчеловечный приказ убить детей во всем Вифлееме и его области.

Эта картина из года в год развертывается перед нами с духовной целью. Церковь совершает празднование Рождества Христова не только потому, что для нас  христиан все, что связано со Спасителем, в том числе и день его рождения, свято. Важно, чтобы каждый из нас, стоя перед этой иконой, пусть словесной, иконой Рождества Христова, мог бы определить свое место по отношению  ко Христу. Перед нами образы, которые могут сказать много важного о том, как нам надо построить свою жизнь, как надо построить свой внутренний мир, чтобы там был Бог.

Евангелие от Матфея открывается длинным списком имен – книгой родства Иисуса Христа, затем рассказывается о Рождестве Христове. Все это напоминает нам о Божьей Матери. Это ее родственники, ее предки. Среди них попадаются разные люди. Есть там  и явные грешники, есть и праведники. Также из этого списка мы видим, что человечество готовилось к встрече со Христом. И глядя на этих людей, мы можем сказать себе: «Грешники каялись. Праведники благословляли Бога.  А что  я сделал в ушедший Рождественский пост? Молился ли я, как следует? Или, может быть, мне не хватило времени за новогодней суетой помнить о Боге?».

Еще перед нами Божья Матерь. Царица Небесная – это центр иконы Рождества. Она лежит на одре, и рядом с нею Христос. Божья Матерь – это образ чистоты, послушания и невиданного,  дивного по глубине и силе упования на Бога. И нам тоже, если мы хотим, чтобы Христос был среди нас,  стоит стяжать в себе чистоту и доверие Богу.

Пастухи. Пастухи – образ простоты. Часто мы не умеем просто взглянуть на жизнь. Надумываем что-то. Иной раз клевещем на ближнего, придумываем такие внутренние сложности сами для себя, что порой не можем выйти из них без помощи психолога или даже психиатра, не можем выйти из глубин, из лабиринтов своих же собственных переживаний. И вот перед нами образ, как надо жить. Почему именно пастухи призваны ко Христу? Да потому, что нет проще профессии, чем пастух. Он просто пасет,  просто охраняет то, что ему доверено. Ему не надо сложные вычисления осуществлять, искать алгоритмы, составлять сложные программы.  Он видит и делает. И вот к ним, в простоте живущим, ангелы обращаются. И нам следуем подражать этой простоте, если мы хотим, чтобы Христос был посреди нас, мы должны стараться с простотою сердца взирать на окружающий нас мир.

Батюшка Амвросий Оптинский любил говаривать: «Где просто —  там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». И действительно, если смотришь на мир открытым сердцем и ясным взором, то многие трудности отходят сами собой, потому что их просто не было.

Иосиф Обручник. Как бы муж. Как бы отец. Он тоже ведет себя очень по-человечески. Он сомневается. Он боится быть обманутым. Он хотел отпустить ее. Но поступив по — человечески, он принял Божественный дар. Ангелы сказали ему, чтобы он принял своего Сына от Духа Свята в утробе Матери Его. И если мы также будем поступать по-человечески, если мы также будем слушать голос своей совести внутри нас, то и  нас Бог дотронется.

А волхвы являют нам удивительный пример того, как от разума, от интеллектуального развития можно прийти к прославлению Творца. Они знали о звездах,  и звезда их привела ко Христу.

Но в этой величественной картине праведности есть еще один персонаж. Ирод. Он убивает детей ради того, чтобы сохранить свою власть, которую, кстати, он не сохранил в итоге. История знает его печальный конец. Он делает страшную вещь. Он казнит безвинных, просто потому, что ему надо сохранить свое. Это образ законченного эгоизма. И это его деяние на все века так вошло в память человечества, что и само имя его стало нарицательным. Раньше так ругали: «Ты —  Ирод, ты законченный эгоист. Тебя интересуешь только ты сам».

Все эти образы теперь перед нами только с тем, чтобы мы выбрали для себя важное и отсекли в себе самих ненужное, чтобы нам не войти в историю церкви, не войти в историю человечества  иродами. Но войти с  теми, кто в простоте сердца, в чистоте и послушании, в стремлении к Богу смог поклониться Вифлеемской пещере и Вифлеемскому младенцу. Да поможет нам всем Господь! Да укрепит всех нас родшийся ныне Спаситель в этом делании, на этом пути, окончание которого Вечная Пасха Воскресения Христова.  Аминь!

Священник Георгий Харин

7 января 2019 года

Добавить комментарий